V. Развитие научно-инновационной сферы Южного федерального округа
V. РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЮЖНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
По основным параметрам инновационной деятельности Южный федеральный округ в масштабе России пока относится к числу аутсайдеров. На макрорегион, концентрирующий более 9,6 процента демографического потенциала страны и обеспечивающий 5,6 процента ее валового регионального продукта, приходится лишь 2,6 процента внутренних затрат на исследования и разработки. По этому показателю Южный федеральный округ опережает только Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, уступая лидеру (Центральному федеральному округу) по объему затрат почти в 22 раза. В общероссийском научно-техническом и инновационном развитии роль округа стабильно снижается (в 1995 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в округе достигла 3,8 процента, в 2000 году - 3,1 процента). В округе локализованы 226 организаций, выполняющих исследования и разработки (6,2 процента их общего количества по России). В исследованиях занято 27,5 тыс. человек (3,6 процента общероссийского показателя), в том числе 644 человека - со степенью доктора наук (2,6 процента общероссийского показателя). Доля лиц, занятых исследованиями и разработками, в общей структуре занятости федерального округа составляет лишь 0,4 процента (при среднем по России значении в 1,2 процента). Численность работников научно-исследовательской сферы существенно (в 1,4 раза) сократилась в 1990-е годы и остается практически без изменений.
Региональная научная система лишь в слабой степени ориентирована на потребности экономики и общества. Восприимчивость регионального бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Наблюдается технологическая многоукладность региональной экономики с выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам. Налицо существенный разрыв между имеющимися ресурсами (научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий.
Технологические инновации в Южном федеральном округе осуществляют 244 организации, что на 11 процентов превышает значение 2000 года. На территории округа в 2008 году выданы 1431 патент на изобретения (6 процентов) и 484 патента на полезные модели (5,2 процента), созданы 22 передовые производственные технологии (2,6 процента). Затраты на технологические инновации в целом по округу составили 13,8 млрд. рублей (в 2008 году), что эквивалентно 4,5 процента общероссийского показателя. Объем инновационных товаров, работ и услуг в 2008 году достиг 37 млрд. рублей, или 3,5 процента, что выше аналогичного значения 2000 года (2,2 процента). Количество используемых передовых производственных технологий в 2008 году достигало 7756 (4 процента). Это в 2,1 раза превышает уровень 1995 года. Инновационная активность в макрорегионе возрастает, отставая по-прежнему от крайне низкого (в глобальных сопоставлениях) среднероссийского уровня. В научно-технологическом плане субъекты Российской Федерации, входящие в состав Южного федерального округа, в целом выступают преимущественно как реципиенты инноваций, причем степень их использования существенно ниже общего вклада макрорегиона в национальную экономику.
Лидируют в научных исследованиях и инновациях в округе Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. На долю последней приходится 44 процента всех научно-исследовательских организаций округа, 57,5 процента персонала, занятого исследованиями и разработками, а также 51 процент внутренних затрат на исследования и разработки (в 1995 году - 60,3 процента, что свидетельствует о некоторой деконцентрации инновационной активности).
Особенностью институциональной модели науки в Южном федеральном округе является существенное влияние высшей школы. Роль узлового элемента инновационного потенциала играет в первую очередь федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", чья доля в общем объеме финансирования научно-инновационной деятельности в системе высшего образования в России составила 2,4 процента, среди высших учебных заведений округа - 26,1 процента, Ростовской области - свыше 50 процентов. Указанный университет имеет развитую инновационную инфраструктуру (6 конструкторских бюро, 2 опытных производства, технопарк, включающий в себя около 70 малых инновационных предприятий, 6 бизнес-инкубаторов, центр трансфера технологий др.), развитие его научно-инновационного потенциала в 2009 году осуществлялось по 84 научным направлениям в рамках 35 областей знаний, которые соответствуют 8 приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того, узловыми элементами формирующейся региональной инновационной системы выступают федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет", "Кубанский государственный технологический университет", "Южно-Российский государственный технический университет", "Ростовский государственный университет путей сообщения" и др. На территории округа с 2002 года действуют структуры Южного научного центра Российской академии наук, объединяющие 11 процентов докторов наук, выполняющих исследования и разработки в Южном федеральном округе.
Способствуют инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа следующие факторы:
традиции индустриальной и постиндустриальной деятельности в крупнейших городских агломерациях (ростовской, волгоградской, краснодарской и сочинской);
повышенная трансграничная активность в ведущих регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области), благоприятствующая трансферу технологий и высокообразованных трудовых ресурсов;
наличие сложившихся кластеров крупных, обладающих существенным научно-инновационным потенциалом и традициями подготовки квалифицированных кадров высших учебных заведений.
К числу ограничений инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа относятся:
доминирование в ряде секторов экономики округа бизнеса, локализующего свою инновационную активность преимущественно за пределами округа;
недостаточно развитая и пока еще слабо ориентированная на решение задач инновационного развития региона наука;
низкий уровень интеграции вузовской и академической науки;
динамично развивающаяся количественно, но отстающая по качеству знаний система высшего профессионального образования;
отсутствие сложившейся инфраструктуры инновационной деятельности;
недостаточная скоординированность элементов региональных инновационных систем и их взаимодействие в масштабе округа.
Наиболее серьезными вызовами и угрозами развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в перспективе являются следующие тенденции:
отставание уровня технологического развития ключевых секторов экономики округа от уровня аналогичных секторов экономики стран-лидеров на фоне усиления межрегиональной и межстрановой конкуренции в сфере инновационной активности;
старение научных кадров и замедленные темпы модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, ведущие к практическому исчерпанию преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;
снижение расходов на исследования и разработки в условиях сохраняющегося бюджетного дефицита при одновременном росте издержек на воспроизводство человеческого капитала и генерирование инноваций, инициирующие дальнейшую утечку умов в центральные районы России и зарубежные страны.
Стратегической целью инновационной деятельности в Южном федеральном округе является существенное повышение конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов на глобальных рынках товаров и услуг, обеспечение ускоренной модернизации и диверсификации региональной экономики, рост уровня и качества жизни населения.
Продвижение Южного федерального округа по инновационно-ориентированному сценарию, нацеленное на превращение макрорегиона в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, туризма и рекреации, транспорта и логистики, энергетики и др., связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, а также третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни округа, должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы науки и воспроизводства высококвалифицированных кадров на базе ведущих высших учебных заведений в кооперации с инновационно активными бизнес-структурами. Основой для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики может стать научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край).
В ростовской, краснодарской и волгоградской агломерациях (с совокупным демографическим потенциалом до 3, 1,5 и 1,3 млн. человек соответственно) и, прежде всего, в гг. Ростове-на-Дону и Краснодаре с относительно высоким качеством среды обитания и человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, концентрирующей значительную часть научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и творческого потенциала, отдача от массированных бюджетных и внебюджетных вложений в науку и подготовку кадров наиболее высока, а эффекты от концентрации исследовательской и образовательной активности мультипликативны, носят межрегиональный характер и полностью соотносятся с общефедеральными интересами.
Приоритетными направлениями инновационной деятельности в Южном федеральном округе являются:
формирование межрегиональной инновационной системы в масштабе округа;
создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций и преодоление ее фрагментарности;
увеличение эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки) и системы высшего профессионального образования, а также усиление ориентации на потребности инновационной экономики;
стимулирование создания малых инновационных предприятий и их взаимодействия с крупным и средним бизнесом, а также создание технологических платформ;
привлечение внешних, в том числе федеральных, инвестиций в сферу высоких технологий;
эффективная интеграция округа с глобальной инновационной системой;
стимулирование действующих в макрорегионе хозяйствующих субъектов к использованию инноваций;
повышение в округе уровня инновационной культуры;
формирование в регионах Южного федерального округа правовой и нормативной базы инновационной деятельности.
К числу задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности в Южном федеральном округе относятся следующие основные задачи:
создание центров глобальной компетенции в таких отраслях, как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика и рекреация;
формирование технико-внедренческих особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе в промышленности, аграрной сфере, а также в сфере услуг;
создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих высших учебных заведений макрорегиона;
развитие на территории макрорегиона инфраструктуры рискового финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере;
разработка регионального механизма поддержки трансфера инновационных технологий;
реализация основных и дополнительных образовательных программ для инновационных сфер и секторов экономики региона на базе ведущих высших учебных заведений;
развитие инновационной инфраструктуры, создание региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансферта технологий, а также межрегионального Южнороссийского информационно-аналитического центра на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет";
подготовка кадров для инновационного бизнеса, включая создание системы региональных ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий;
развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
установление взаимовыгодного взаимодействия с мировыми лидерами по широкому спектру (выполнение совместных исследовательских работ, реализация инновационных проектов, создание совместных предприятий и развитие совместной инфраструктуры научно-образовательной и инновационной деятельности и др.);
формирование адаптированных к региональной экономической специфике технологических коридоров и технологических платформ, связывающих в рамках единой логики реализацию долгосрочных инициатив по созданию технологической базы будущего развития, проведению отдельных высокорискованных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых технологических решений в рамках государственно-частного партнерства и созданию за счет средств частного бизнеса конкретных изделий;
создание на принципах государственно-частного партнерства межрегиональных научных парков;
разработка нормативных правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности;
формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, регионального и межрегионального научно-технологического форсайта, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития.
Реализация стратегических направлений развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа до 2020 года планируется в 2 основных этапа.
На первом этапе (2011 - 2013 годы) предполагается завершение создания институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности в Южном федеральном округе.
Одновременное решение задач догоняющего инновационного развития и формирования институциональных, инфраструктурных и кадровых заделов для научно-инновационных прорывов по приоритетным направлениям в рамках указанного этапа связано с созданием инновационных кластеров во всех регионах Южного федерального округа и отлаживанием их сетевого межрегионального взаимодействия. Такое взаимодействие будет достигнуто за счет реализации сетевых проектов в научно-инновационной сфере, активизации деятельности центров коллективного пользования и научно-инновационной активности ведущих высших учебных заведений, а также формирования межрегиональных центров глобальной компетенции.
Предполагается формирование специализированных региональных центров (на базе ведущих инновационно активных вузов), нацеленных на внедрение современных высоких технологий в среднетехнологические сектора производственной сферы и сферы услуг. Наибольшее развитие должны получить выстраиваемые в соответствии с приоритетами региональной экономики мультидисциплинарные научные исследования и конвергентные технологии, а также ориентированные на них образовательные программы (включая внедрение самообучающихся сетей). Приоритетная государственная поддержка при этом должна быть сосредоточена на тех направлениях, где существуют серьезные научно-технические заделы, развита фундаментальная наука, есть основа для подготовки квалифицированных кадров. На этих направлениях целесообразно формировать проекты, ориентированные на глобальную конкурентоспособность. Механизмы регулирования государственной поддержки и выбор приоритетных направлений ее предоставления будут осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, регулирующими инновационную деятельность.
Создание в Южном федеральном округе институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности должно сочетаться с приоритетным формированием инновационных кластеров в Краснодарском крае (кластеры биотехнологии, логистики, экологии, рекреации), Ростовской области (кластеры нанотехнологий, включая нанобиотехнологии, наносистем и материалов, энергетических технологий, включая энергосбережение, биоинформатики, логистических технологий, технологий "интеллектуального" машиностроения и др.), Волгоградской (кластеры высокотехнологичной нефтепереработки, металлургии, машиностроения) и Астраханской (кластеры углубленной переработки углеводородного сырья, биотехнологий) областях. В Республике Адыгея будут созданы предпосылки формирования инновационного кластера в области агробиотехнологий в растениеводческой сфере, а в Республике Калмыкия - в сфере пастбищного животноводства.
Второй этап реализации стратегических направлений развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа (2014 - 2020 годы) ориентирован на опережающее формирование узловых элементов сетевой структуры экономики знаний и на преодоление на этой основе отставания макрорегиона (по профильным направлениям) в инновационной деятельности в общероссийском масштабе. В рамках указанного этапа продолжится формирование центров глобальной компетенции во всех регионах Южного федерального округа, в которых особое внимание будет сконцентрировано на нанобиотехнологии, биоинформатике, энергетических технологиях (включая технологии газо-угольного энергохозяйства и атомные технологии), технологии проектирования и строительства энергоэффективных зданий, утилизации техногенных образований и отходов, информационных и геоинформационных технологиях в сфере логистики, интермодальных перевозок, обеспечения маркетинговых систем бизнеса и др. К 2020 году в округе предполагается создание региональной сети отраслевых инновационно-технологических кластеров, интегрированных с общефедеральной и планетарной инновационными системами. На ее основе планируется модернизация традиционных секторов хозяйственного комплекса и формирование инновационных сегментов этого комплекса, что позволит существенно увеличить производительность труда в региональной экономике и нарастить объем высокотехнологичного экспорта.
В сфере развития научно-инновационного комплекса Южного федерального округа предполагается осуществление следующих основных проектов:
участие в создании современных технологических платформ на базе ведущих высших учебных заведений округа и инновационно активных предприятий (композиционные технологии и материалы, биотехнологии, светодиоды и энергосбережение, авионика и бортовое оборудование, информационные технологии, космические технологии, медицинские технологии, экология, природопользование, ресурсосбережение, безопасность, ядерные технологии, нанотехнологии, технологии в строительстве, химические технологии, живые системы и др.);
формирование технико-внедренческих особых экономических зон во всех регионах Южного федерального округа, в том числе технико-внедренческой особой экономической зоны в области автоматики, вычислительной техники, приборостроения, электроники и радиотехники;
проектирование, строительство и оснащение технопарков в сфере высоких технологий в гг. Ростове-на-Дону, Краснодаре, Астрахани, Волгограде, а также агротехнопарков в Краснодарском крае;
создание на принципах государственно-частного партнерства научных парков в гг. Ростове-на-Дону и Краснодаре;
создание агротехнопарков в г. Зернограде, Аксайском и Октябрьском районах (Ростовская область);
развитие пояса малых инновационных бизпредприятий, инновационно-технологических и инновационно-образовательных центров на базе ведущих высших учебных заведений округа.
Реализация стратегии развития научно-инновационной сферы Южного федерального округа предполагает достижение основных целевых показателей. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составит 12 процентов в 2013 году и возрастет до 40 процентов к 2020 году, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составит 8 процентов в 2013 году и возрастет до 25 процентов к 2020 году, внутренние затраты на исследования и разработки составят 1 процент валового регионального продукта в 2013 году и возрастут до 2,5 процента к 2020 году, количество малых инновационных предприятий составит 150 единиц в 2013 году и возрастет до 500 единиц к 2020 году, количество технологических платформ составит 7 единиц в 2013 году и возрастет до 25 единиц к 2020 году, количество технопарков на базе ведущих вузов составит 8 единиц в 2013 году и возрастет до 25 единиц к 2020 году, количество бизнес-инкубаторов составит 12 единиц в 2013 году и возрастет до 30 единиц к 2020 году.
На территории Южного федерального округа к 2020 году предполагается создание:
в Ростовской области - не менее 10 бизнес-инкубаторов, 8 технопарков, 160 инновационных малых предприятий;
в Краснодарском крае - не менее 10 бизнес-инкубаторов, 7 технопарков, 165 инновационных малых предприятий;
в Волгоградской области - не менее 5 бизнес-инкубаторов, 5 технопарков, 80 инновационных малых предприятий;
в Астраханской области - не менее 3 бизнес-инкубаторов, 3 технопарков, 50 инновационных малых предприятий;
в Республике Адыгея - бизнес-инкубатора, технопарка, 25 инновационных малых предприятий;
в Республике Калмыкия - бизнес-инкубатора, технопарка, 20 инновационных малых предприятий.
Достижение целевых показателей планируется на основе реализации следующих основных мероприятий:
формирование систем регионального маркетинга инновационного рынка, моделирования и прогнозирования научно-технического прогресса и территориального социально-экономического развития;
формирование инфраструктуры научно-инновационной деятельности, включая создание пояса малых инновационных предприятий, региональных аналитических центров, центров коллективного пользования, центров трансфера технологий (в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих высших учебных заведений), а также межрегионального Южнороссийского информационно-аналитического центра;
наращивание продуктивного взаимодействия науки, образования и бизнеса в инновационной сфере, в том числе на основе участия в формировании технологических платформ, технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, вовлечения бизнеса в финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, использование результатов интеллектуальной деятельности и др.;
совершенствование регионального механизма поддержки научно-инновационной деятельности и ее межрегиональной интеграции, включая разработку и принятие целевых программ в инновационной сфере, издание нормативных правовых актов региональных органов власти, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности, мотивацию спроса на научно-инновационную продукцию, создание механизмов поддержки экспорта наукоемкой продукции, формирование институтов микрофинансирования в научно-технической сфере, увеличение объема финансирования инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и др.), предоставление инновационно активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности, создание более эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности и др.;
создание условий для привлечения прямого и венчурного финансирования в инновационные малые предприятия, в том числе с использованием механизмов федеральных программ, инструментов частного инвестирования в инновационные разработки на различных этапах их реализации;
развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной и научно-инновационной сферах и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки;
развитие кадрового потенциала научно-инновационной деятельности, в том числе на основе создания многоуровневой системы подготовки кадров в ведущих высших учебных заведениях округа для инновационных сфер и секторов региональной экономики;
информационная поддержка инновационной деятельности, включая организацию семинаров, конференций, круглых столов, выставок и др.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей