18. Приоритетные межотраслевые направления развития Южного федерального округа. Межрегиональные связи и крупные межрегиональные проекты
18. Приоритетные межотраслевые направления развития
Южного федерального округа. Межрегиональные связи и крупные
межрегиональные проекты
Межрегиональные экономические связи Южного федерального округа в целом отражают специализацию регионов округа, их место и роль в общероссийской экономике.
Развитие экономических связей и экономического сотрудничества с различными регионами Российской Федерации в значительной мере обеспечивается в результате реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между органами исполнительной власти входящих в округ регионов с другими субъектами Российской Федерации.
По имеющимся оценкам, межрегиональный товарооборот Южного федерального округа в 2008 году составил примерно 830 млрд. рублей. При этом ввоз продукции производственно-технического назначения в пределы округа существенно превышает вывоз. В рейтинге межрегиональной торговли страны Южный федеральный округ отстает от Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Основные объемы межрегиональной торговли приходятся при этом на Краснодарский край, Ростовскую и Волгоградскую области (соответственно 210, 220 и 190 млрд. рублей межрегионального товарооборота в 2008 году), предопределяя наличие очень резких различий во вкладе регионов Южного федерального округа в систему межрегиональной торговли.
Место и роль Южного федерального округа в системе межрегиональных связей Российской Федерации определяются поставками на внутрироссийский рынок продукции машиностроения (сельскохозяйственное, транспортное машиностроение, автомобилестроение), химической, пищевой промышленности, продукции сельского хозяйства.
Южный федеральный округ характеризуется высокой степенью экономического взаимодействия регионов, входящих в его состав. В первую очередь это отражается на объемах межрегиональной торговли между ведущими в экономическом отношении регионами округа.
Так, из Ростовской области в Волгоградскую область в 2009 году вывезено продукции производственно-технического назначения на сумму почти 486,4 млн. рублей, среди которой зерноуборочные комбайны, химические волокна, лакокрасочные материалы, прокат черных металлов, стальные трубы, а из Ростовской области в Волгоградскую область в 2009 году вывезено потребительских товаров на общую сумму свыше 1,9 млрд. рублей, среди которых продукты питания, легковые автомобили, верхняя одежда, трикотажные и чулочно-носочные изделия.
Из Краснодарского края в Ростовскую область поставляются цемент, минеральные удобрения, серная кислота, древесноволокнистые плиты, этиловый спирт из пищевого сырья, виноградные вина, сахар, плодоовощные консервы, животное и растительное масло, мука, мясо и птица. В свою очередь, Ростовская область поставляет в Краснодарский край стальные трубы, прокат черных металлов, химические волокна, сельскохозяйственные машины, автомобили, табачные изделия, растительное масло. Годовой объем продукции, вывозимой из Ростовской области в Краснодарский край, в 2009 году составил около 10 млрд. рублей, в том числе 37 процентов пришлось на долю продукции производственно-технического назначения.
Внутренний рынок Республики Адыгея и Республики Калмыкия в настоящее время насыщается главным образом за счет поставок из соседних регионов округа.
Дальнейшее развитие межрегиональных связей регионов Южного федерального округа способно обеспечить рост суммарного объема межрегионального товарооборота Южного федерального округа в 1,7 - 1,9 раза (до 1400 - 1600 млрд. рублей в сопоставимых ценах) за период до 2020 года.
Прогнозируемые объемы межрегиональной торговли достижимы при условии повышения конкурентоспособности продукции предприятий округа, реализации мероприятий по продвижению продукции на рынки регионов страны, реализации различных инвестиционных программ и межрегиональных инвестиционных проектов в Южном федеральном округе.
Тесная интеграция для решения задач социально-экономического развития в рамках реализации инвестиционных проектов и мероприятий по поддержке зон опережающего экономического развития, созданию транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, имеющих межрегиональное и федеральное значение, является непременным условием расширения межрегионального сотрудничества, успешной реализации важнейших стратегических приоритетов развития регионов и Южного федерального округа в целом.
Динамичное развитие Южного федерального округа предусматривает реализацию на федеральном уровне ряда крупных межрегиональных инвестиционных проектов.
Межрегиональные инвестиционные проекты в основном относятся к сфере железнодорожного и трубопроводного транспорта. В частности, на территории регионов округа предполагается строительство второй очереди Волго-Донского канала, железной дороги Элиста - Волгоград, комплексная реконструкция железной дороги на участке им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла, организация железнодорожного скоростного сообщения Москва - Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов.
В части расширения трубопроводной инфраструктуры планируется модернизация трубопровода "Каспийский трубопроводный консорциум", строительство продуктопровода Сызрань - Волгоград - Новороссийск (проект "Юг"), расширение нефтепровода до Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.
Особую роль в расширении межрегионального сотрудничества призван сыграть проект подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, который оказывает комплексное влияние на развитие территории Краснодарского края и прилегающих субъектов Российской Федерации.
Важное значение имеют проекты, направленные на углубление связей с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа: реконструкция и развитие автомобильных дорог, связывающих регионы Северного Кавказа с Черноморским побережьем; освоение нефтегазовых месторождений Каспийского моря с переработкой части ресурсов на предприятиях Северо-Кавказского федерального округа; организация скоростного железнодорожного сообщения между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; строительство электросетевой инфраструктуры для повышения надежности энергоснабжения.
Взаимодействие регионов может быть инициировано для согласованного развития таких отраслей специализации Южного федерального округа, как сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и логистика, туризм и рекреация. В сельском хозяйстве могут развиваться проекты, направленные на создание общей инфраструктуры на границе субъектов, развитие связей между сельскохозяйственными предприятиями, развитие территориально-производственных кластеров. В рыболовстве сотрудничество целесообразно осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", предусматривающей строительство рыбоводных заводов, а также других аналогичных программ. В области транспорта и логистики взаимодействие регионов необходимо для выработки единой транспортной политики на юге России с учетом оптимальной специализации развиваемых транспортных узлов, обеспечения их взаимодополняемости, сбалансированного и согласованного развития транспортной инфраструктуры, создания и налаживания транспортных коридоров.
В туристической сфере взаимодействие может развиваться по пути разработки общих туристических маршрутов, создания единых туристических продуктов, выработки стандартов качества сервиса.
Реализацию этих направлений целесообразно осуществлять путем создания межрегиональных отраслевых ассоциаций, государственных институтов (агентств) развития, организации межрегиональных отраслевых конгрессов и форумов. Межрегиональные ассоциации Южного федерального округа могут представлять интересы субъектов регионов округа на национальном и глобальном (межнациональном) уровне для продвижения проектов, способствующих их ускоренному развитию.
Одним из важных приоритетов Стратегии является взаимосогласованное пространственное развитие Южного федерального округа. Данное направление предполагает реализацию проектов по развитию межрегиональной инфраструктуры, содействие в развитии прогрессивных пространственных форм (зон опережающего роста, кластеров, особых экономических зон, агломераций), межрегиональное территориальное планирование, развитие транспортных систем и ускоренного транспортного сообщения.
Важным направлением межрегионального взаимодействия является разработка совместных проектов в социальной сфере. Сотрудничество может эффективно развиваться, в частности, в сфере образования, подготовки специалистов, обмена студентами, поддержки крупных научных исследований.
Важнейшим направлением должна стать также совместная работа в экологической сфере, что предусматривает создание общих экологических программ, учет мнения соседних регионов при реализации крупных проектов, совмещение усилий для решения экологических проблем. В числе особых приоритетов - вопросы рационального водопользования (в частности, обеспечения питьевой водой, очистки поверхностных вод, развития мелиоративных систем, судоходства, защиты от негативного воздействия поверхностных вод). Участие всех регионов Южного федерального округа требуется в дополнительных исследованиях по вопросу целесообразности строительства на территории округа канала Евразия с учетом проблем наполнения его водой, комплексной оценки экологического воздействия и потребностей транспортного комплекса России в его создании.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей