Решение Верховного Суда РФ от 12.09.2011 N ГКПИ11-849 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими некоторых положений Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2011 г. N ГКПИ11-849

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Ю. о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 30, 28 июля 2008 г., в "Российской газете" от 1 августа 2008 г.

Гражданин К.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации" и нарушают его права потребителя газа приобретать газ на условиях публичного договора. По мнению заявителя, договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не может быть заключен, и не имеется никаких оснований для установления Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

К.Ю. и его представитель С. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 19 июля 2011 г. N ВВ-П9-4974).

Представители Правительства Российской Федерации П.Е.Л., П.Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения заявителя К.Ю., его представителя С., представителей заинтересованного лица Правительства Российской Федерации П.Е.Л., П.Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" издало Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила).

Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).

Раздел II Правил регулирует порядок и условия заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 18 предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа.

Согласно пункту 5 Правил обязательство по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Данное требование правил соответствует статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает заключение договора газоснабжения.

Пункт 6 Правил регулирует отношения между поставщиком газа и газораспределительной организацией и никаких прав заявителя не нарушает.

Гражданский кодекс Российской Федерации офертой признает адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (статья 435). Пункты 7 - 10 Правил регламентируют действия заинтересованного физического или юридического лица по направлению оферты, требований к содержанию оферты и необходимых документов, прилагаемых к оферте, количестве экземпляров.

Пункт 11 Правил определяет полномочия газоснабжающей организации по проверке наличия технической возможности подачи газа заявителю, что не может рассматриваться как нарушение прав граждан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Из содержания данной нормы следует, что законодатель допускает иное правовое регулирование по возложению обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей по договору поставки газа для бытового потребления, когда стороной по договору выступает гражданин. Правительство Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование отношений по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, предусмотрело возложение обязанности по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа на заявителя, если иное не установлено договором, что предусмотрено пунктом 12 Правил.

Основания для отказа от заключения договора указаны в пункте 13 Правил. При этом если газоснабжающая организация отказывает в заключении договора, она направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме и возвращает приложенные к оферте документы.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 539 определяет содержание договора энергоснабжения (газоснабжения), а в статьях 541, 542, 543, 544 - условия о количестве газа, его качестве, обязанностях покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, оплаты за газ.

Пункт 15 Правил определяет, какие сведения указываются в договоре поставки газа, и касаются даты и места заключения договора, наименования поставщика, сведений об абоненте, прав и обязанностей сторон и иных сведений. В пункте 16 Правил названы существенные условия, которые должны быть отражены в договоре. Это условия, которые касаются порядка определения объема потребленного газа (по показаниям приборов учета газа или в соответствии с нормативами потребления газа в случае отсутствия приборов учета газа); порядка определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа; порядка определения размера платы за потребленный газ; порядка, срока и формы оплаты потребленного газа; периодичности и порядка проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, что соответствует вышеприведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Правил в случае отказа или уклонения газоснабжающей организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора и возмещении убытков. Данное правило соответствует пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов предусмотрено также законодательством о гражданском судопроизводстве (статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Данная норма допускает заключение договора энергоснабжения с гражданином путем совершения конклюдентных действий, что не лишает Правительство Российской Федерации права при регулировании отношений, связанных с поставкой газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, установить заключение договора в письменной форме.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 539 устанавливает обязанность абонента не только оплачивать принятую энергию, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пункт 21 Правил устанавливает обязанности абонента как стороны договора извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, о повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, о возникшей неисправности прибора учета газа, об обеспечении представления прибора учета газа для проведения поверки, соблюдать другие требования.

Установление данных обязанностей абонента не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-1788 по заявлению К.Ю. и Ф., которым проверена законность подпункта "к" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Пункт 22 Правил определяет обязанности поставщика газа и не может нарушать права граждан.

Пункт 23 Правил определяет право поставщика газа при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки, а также право приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа. Право поставщика газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа обусловлено соблюдением ряда требований. В пункте 45 Правил установлены случаи, когда поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. К ним относятся: нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа; отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки; неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд; использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре; поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям; отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в статье 25 устанавливает гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке. На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, положения пунктов 23 и 45 Правил соответствуют действующему законодательству.

Основные правила учета поставляемого газа, определение учета потребляемого газа сформулированы в пунктах 24, 25, 26 Правил. Так, в соответствии с пунктом 24 Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Пункт 25 Правил называет условия, которые необходимо соблюдать, когда определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа. Эти условия требуют использования приборов учета газа определенного типа, находящихся в исправном состоянии, установки на них пломбы.

Пункт 26 Правил регламентирует определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации.

Судом также учитывается, что имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. по гражданскому делу N ГКПИ08-1828, которым отказано в удовлетворении заявления Т. о признании частично недействующим пункта 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Пункт 27 Правил регламентирует, с какого момента определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при установке поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Пунктом 28 Правил определяется объем потребленного газа в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 данных Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа.

В соответствии с пунктом 30 Правил определяется объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте.

Пункт 31 Правил определяет случай определения объема потребленного газа, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа.

Данное правовое регулирование определения объема потребленного газа применительно к конкретным случаям, когда невозможно определить объем поставленного газа при отсутствии прибора учета газа, осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий и не противоречит действующему законодательству. Кроме того, судом учитывается, что имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2009 г. по гражданскому делу N ГКПИ09-534 об отказе в удовлетворении заявления К.З. о признании частично недействующими пунктов 23 и 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Доводы заявителя о противоречии пунктов 25, 26, 27, 28, 30, 31 Правил Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" являются несостоятельными.

Так, Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 426 предусматривает установление одинаковых для всех потребителей публичного договора условий о цене товаров, работ и услуг, а Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (статья 157).

Статья 26 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает антимонопольные правила для организаций - собственников систем газоснабжения, которые, в частности, запрещают навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают одинаковые правила учета поставляемого газа, определение объема потребленного газа и не нарушают антимонопольные правила и нормы гражданского законодательства.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К.Ю. о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ