6. Развитие культуры

В Центральном федеральном округе за последние 5 лет динамика обеспеченности учреждениями культуры остается положительной, несмотря на заметное сокращение общего количества библиотек (за исключением г. Москвы), детских школ искусств (при одновременном увеличении количества обучающихся в них на 30,3 тыс. человек), учреждений культурно-досугового типа (за исключением Белгородской области и г. Москвы).

По отношению к социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, на 1 января 2009 г. Центральный федеральный округ обеспечен:

театрами - на 110 процентов;

культурно-досуговыми учреждениями - на 48 процентов;

библиотеками - на 86 процентов;

музеями - на 14 процентов;

парками культуры и отдыха - на 25 процентов;

зрительными местами в учреждениях, предоставляющих услуги концертно-филармоническим организациям, - на 33 процента;

цирками - на 1 процент.

Более 32 процентов зданий учреждений культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов в малых городах и сельской местности, а также невысокой заработной платы одной из ключевых проблем Центрального федерального округа остается проблема кадрового обеспечения отрасли культуры, что не может положительно сказаться на общеэстетическом воспитании подрастающего поколения. Только 28,6 процента специалистов культурно-досуговой деятельности имеют высшее и среднее специальное образование.

В обеспечении стабильного социально-экономического развития Центрального федерального округа важная роль отводится следующим приоритетным направлениям развития сферы культуры:

сохранение историко-культурного наследия исторических городов;

проведение мониторинга состояния памятников истории и культуры, создание единого реестра объектов культурного наследия, ведение и популяризация кадастров культурных ресурсов;

оцифровка объектов культурного наследия, перевод на электронные носители библиотечных и музейных фондов;

создание различных форм заповедных историко-культурных территорий;

развитие общей инфраструктуры вокруг объектов культурного наследия - центров притяжения для организаций туризма, проведения культурных мероприятий регионального и международного значения;

поддержка развития культуры села;

модернизация материально-технической базы учреждений культуры, развитие инфраструктуры учреждений культуры через создание интегрированных структур, способных оказывать населению качественные услуги многопрофильного характера (модельные клубы, информационные интеллект-центры, народные дома, культурно-образовательные и культурно-спортивные комплексы);

развитие государственной поддержки творческих проектов в сфере культуры;

создание единого культурного пространства округа путем обеспечения равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;

сохранение сети образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе детских школ искусств как основы 3-ступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства;

совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в высших учебных заведениях округа;

совершенствование системы управления театрально-концертных учреждений;

сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел, создание условий для реализации изделий народных мастеров;

последовательное формирование механизмов государственно-частного партнерства.