4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ является частью более крупных социально-экономических систем - России, Содружества Независимых Государств и мировой системы. Поэтому настоящая Стратегия определяет место, которое округ стремится занять в этой внешней для него среде. Исторически в Центральной России формировалась государственная идеология, национальная идентичность и интеллектуальный потенциал страны. Здесь создавалась основа экономики, и отсюда в течение столетий к окраинам России текли финансовые и людские потоки, связывающие ее в единое целое.
Центральный федеральный округ по своей роли в стране и мире условно разделяется на 2 части - Московский регион и окружающее его периферическое кольцо. Московский регион обладает максимальной в стране концентрацией интеллектуального потенциала, во многом задает уровень производства наукоемкой продукции, темпы обновления экономики и сферы услуг, распространения в стране инноваций.
Приоритетом развития Центрального федерального округа на мировом уровне является превращение Московского региона в современный комфортный столичный центр мирового значения. Этот процесс предполагает:
повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри Московского региона;
улучшение экологической обстановки;
повышение уровня предоставления сервисных услуг и бизнес-услуг.
Периферийное кольцо Центрального федерального округа серьезного значения в общемировом смысле не имеет (кроме металлургического кластера и отдельных видов машиностроительной, химической и пищевой продукции).
Общероссийское значение Центрального федерального округа и особенно Московского региона чрезвычайно велико. Московский регион выступает как главное в стране место оказания сервисных услуг высокого уровня.
Приоритетом развития Центрального федерального округа на общероссийском уровне является сохранение лидирующих позиций в индустриальном и постиндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказании сервисных услуг высокого уровня, что подразумевает:
создание современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта и формирование реальной основы перехода к экономике знаний;
развитие инфраструктуры производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
развитие инфраструктуры оказания сервисных услуг высокого уровня;
развитие производства высокоточной машиностроительной продукции ракетно-космического, оборонного, транспортного и других назначений, а также бытовой техники;
развитие химического и нефтехимического производства, лесопромышленного комплекса, пищевой и легкой промышленности;
усиление роли округа в металлургическом комплексе страны;
индустриализацию агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности страны;
создание вместе со всей страной высоконадежной, гибкой и сбалансированной энергетической и транспортной инфраструктуры России.
Для Центрального федерального округа наиболее адекватной является модель гармоничного развития территории. Это означает создание макрорегиона с комфортным жизненным пространством и развивающейся эффективной экономикой.
Необходимым условием развития Центрального федерального округа является общедоступная социальная сфера, предусматривающая в том числе обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации. Социальная сфера создает базис для гармоничного развития каждого жителя округа. Это требует существенной модернизации имеющейся инфраструктуры профилактики и лечения заболеваний, получения качественного востребованного обществом и экономикой образования, удовлетворения культурных запросов.
Наукоемкие технологии могут коренным образом изменить социальную сферу Центрального федерального округа в результате внедрения новых методов защиты здоровья и получения образования. Это позволит создать и внедрить новые стандарты обучения всех уровней, удовлетворить потребности экономики в квалифицированных кадрах.
Макрорегион гармоничного развития - это территория, на которой созданы все условия для формирования комфортного жизненного пространства, в том числе здоровой экологии. В этом плане приоритетом является принципиальное изменение отношения окружающего пространства к жителям - из ограничителя жизненных возможностей оно должно превратиться в мощное средство самореализации личности, доставляя каждому жителю дополнительные возможности для комфортной жизни. Это особенно актуально, учитывая тяжелые и даже негативные экологические условия во многих городах и населенных пунктах Центрального федерального округа, а также проблемы с обеспечением многих территорий чистой водой и быстрое изменение климата.
Комфортная жизненная среда реализуется через создание удобного личного жизненного пространства, включающего обеспечение доступа населения к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей.
При этом доступность жилья определяется прежде всего уровнем дохода человека.
Комфортное жизненное пространство предполагает также наличие благожелательной сферы обслуживания, которая реализуется через обеспечение удобного взаимодействия с органами власти и доступность повседневных услуг обеспечения жизнедеятельности. Главной задачей здесь выступает повсеместное внедрение информационных технологий при общении человека с органами власти и сферой обслуживания.
В Центральном федеральном округе особую важность имеет задача сохранения территорий естественной природы, биологического разнообразия, обеспечения рационального природопользования и восстановления ландшафтного дизайна территории.
Третьей составляющей гармоничного развития является формирование в Центральном федеральном округе развивающейся эффективной экономики, основными принципами которой являются:
реализация масштабных инновационных проектов в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества;
обеспечение ресурсоэффективности развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (под ресурсами понимаются в широком смысле первичные ресурсы - полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы), максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории;
обеспечение кластерного подхода в территориальном развитии, усиление специализации субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;
рационализация транспортной сети и максимальное использование транзитных возможностей территории.
Но кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий необходимо не упускать из виду развитие малых и средних предприятий, которые более мобильны и восприимчивы к производству инновационной продукции и являются ключевым фактором снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.
В построении инновационной экономики Центрального федерального округа особая роль отводится таким тенденциям мирового и российского технологического развития, как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов в промышленности, агропромышленном комплексе и здравоохранении.
Происходящие процессы интеграции России в мировые экономические структуры, в том числе возможное вступление во Всемирную торговую организацию, предполагают изменение потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние на экономику Центрального федерального округа. Эти процессы диктуют внедрение принципов благоприятствования условиям ведения торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке (в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы) повлечет за собой повышение конкурентоспособности округа в масштабе страны и мира.
Развитие эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных закупок и нормативного правового регулирования отводится методу программно-целевого бюджетирования.
Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием г. Москвы как мегаполиса, в котором необходимо обеспечить комфортные условия жизни более чем 10,5 млн. жителей, и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выражается в транспортном коллапсе города.
Существует также настоятельная необходимость сбалансированного развития Московского региона, объединенного общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных организаций, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции.
Таким образом, стратегической целью развития Центрального федерального округа является формирование пространства гармоничного развития путем создания условий для успешного развития человеческого капитала и повышения уровня жизни населения, формирования комфортной среды проживания и эффективной экономики.
Основными целями развития Центрального федерального округа являются:
создание условий для повышения уровня жизни населения;
формирование комфортного жизненного пространства;
формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики;
снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;
формирование финансовых механизмов развития экономики.
Основными задачами развития Центрального федерального округа являются:
обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности округа и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков с учетом снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;
содействие модернизации основных фондов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и инфраструктурных отраслей;
выявление и формирование кластеров в различных сферах экономики, формирование условий для их развития и создание возможностей для перспективной экономической специализации Центрального федерального округа;
обеспечение условий для опережающего развития транспортной инфраструктуры;
обеспечение условий для опережающего развития энергетической инфраструктуры;
создание благоприятного инвестиционного климата;
использование механизмов государственно-частного партнерства;
формирование эффективного рынка труда, создание эффективной системы трудоустройства выпускников, молодежи и социально незащищенных категорий граждан;
сохранение и укрепление здоровья населения;
обеспечение рациональной организации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала;
обеспечение соответствия структуры и качества подготовки специалистов потребностям экономики;
обеспечение доступности для населения, в том числе для молодежи, качественного жилья;
доведение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на 1 жителя, до уровня 30,2 кв. метра.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей