8. Лесоперерабатывающий комплекс
Общий запас древесины на корню в Центральном федеральном округе составляет 4,8 процента общероссийского запаса, расчетная лесосека составляет 6 процентов. Лесистость округа не превышает 35 процентов. Округ занимает 5-е место среди федеральных округов по производству деловой древесины. Наибольшие запасы древесины приходятся на Костромскую и Тверскую области. Наибольшая лесистость территории (более 50 процентов) характерна для Костромской, Тверской и Владимирской областей. Эти же области лидируют по производству деловой древесины.
Крупнейшие предприятия по производству мебели расположены в Московской и Брянской областях.
Одной из общих проблем для лесоперерабатывающего комплекса является отсутствие сбыта древесины осины и ольхи при устойчивом спросе на хвойную и березовую древесину. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос утилизации отходов и низкокачественной древесины, в том числе через использование их для производства биологического топлива.
Основными факторами, обусловившими появление системных проблем в развитии лесного хозяйства, являются:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспортировки;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
низкая эффективность государственного лесного контроля на региональном уровне;
значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней;
невысокое качество лесовосстановления;
низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
слабо развитая инфраструктура лесного хозяйства;
высокий уровень нелегального оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
В местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Россией соответствующих международных обязательств.
Все эти факторы наиболее явно проявились в ситуации с лесными пожарами в европейской части России летом 2010 года.
Основные направления развития лесохозяйственного комплекса Центрального федерального округа включают в себя:
формирование условий для рационального лесопользования и своевременного лесовосстановления;
решение вопросов обеспечения охраны лесов от пожаров, в том числе развитие материально-технической базы лесопожарных подразделений, предотвращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;
формирование оптимальной структуры и состава лесного фонда;
дальнейшее развитие лесоперерабатывающих территориально-производственных комплексов;
развитие мощностей по глубокой переработке древесины с собственной заготовительной базой, повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья, рост на этой основе дохода на 1 куб. метр заготовленной древесины;
расширение ассортимента и переориентацию производства на выпуск новых конкурентоспособных видов продукции;
организацию производства древесного топлива из отходов деревообработки и низкосортной нереализуемой древесины;
строительство лесовозных дорог всесезонного использования;
обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
подготовку и повышение квалификации кадров на базе прямых договоров с учебными заведениями;
развитие системы финансовой аренды (лизинга) техники, используемой в лесопромышленном комплексе;
опережающее введение мощностей по производству продукции с высокой долей добавленной стоимости, в частности целлюлозы, бумаги, картона, фанеры, плит и мебели;
организацию рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Для взаимосвязи лесного хозяйства и использования лесов с планами развития лесопромышленного комплекса на территории Центрального федерального округа будет осуществляться ведение государственного лесного реестра, проведение лесоустройства, планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, зонирование лесных земель по видам использования лесов, предоставление лесных участков в аренду, а также строительство и реконструкция лесных дорог.
Наиболее мощный кластер развития лесного комплекса будет сформирован в Шарьинском и Мантуровском районах Костромской области. Перспективы инновационного развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли также во многом связаны с Костромской областью, при этом значительное развитие лесопромышленный комплекс области получит за счет планируемого строительства целлюлозно-бумажного комбината.
Особенностью лесохозяйственного комплекса Владимирской области является снижение доли наиболее востребованных хвойных пород, строительство новых и расширение существующих предприятий по переработке лиственной и малоценной древесины, в первую очередь осиновой.
Значительная часть лесных ресурсов Тверской области имеет водоохранное, средоформирующее, средозащитное, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение, что существенным образом ограничивает возможности их промышленного использования. Поэтому особую актуальность здесь имеет повышение глубины переработки доступных для освоения лесных ресурсов, создание высокотехнологичного производства глубокой переработки, такого, как производство клееного бруса, древесно-волокнистых плит, древесно-стружечных плит, фанеры, а также использование отходов деревообработки для производства топливных гранул - пеллет.
Получит развитие лесная промышленность Калужской области.
Основными направлениями развития лесопереработки являются:
создание предприятий по глубокой переработке древесины в Брянской, Рязанской, Ивановской, Владимирской и Тверской областях;
строительство целлюлозно-бумажного комбината в Мантуровском районе Костромской области;
создание кластера по глубокой переработке древесины в Смоленской области.
Для обеспечения эффективного развития лесоперерабатывающего комплекса, поддержания и увеличения объемов заготовки и вывозки древесного сырья необходимо развивать строительство лесовозных дорог круглогодичного и временного использования. При этом предстоит выйти на объемы ежегодного ввода 224 километров лесовозных дорог круглогодичного действия и 960 километров дорог временного использования.
Ожидаемыми результатами развития лесоперерабатывающего комплекса в Центральном федеральном округе являются обеспечение сохранности лесных ресурсов макрорегиона, повышение эффективности лесопользования, формирование в отрасли полного производственно-коммерческого цикла на высокотехнологичной основе, увеличение объема производства конкурентоспособной продукции лесопереработки, превращение отрасли в один из факторов устойчивого развития экономики округа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей