2. Химическая и нефтехимическая промышленность
Химический комплекс является базовым сегментом промышленности Центрального федерального округа, производящим около четверти общероссийского объема химической продукции. Крупнейшие химические узлы сформировались в Тульской, Тамбовской, Московской и Ярославской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов.
На территории округа расположены свыше 100 средних и крупных предприятий химической и нефтехимической промышленности, в том числе:
предприятия по производству минеральных удобрений - в Воронежской, Московской, Смоленской и Тульской областях;
предприятия по производству синтетических красителей, формалина и смол - в Тамбовской области;
предприятия по производству лакокрасочных материалов и сырья для лакокрасочной промышленности - в Ярославской, Московской, Тамбовской и Владимирской областях;
предприятия по производству полипропилена - в г. Москве;
предприятия по производству химических волокон и нитей - в Тульской, Московской и Владимирской областях;
предприятия по производству полиэфирного волокна из вторичного полиэтилентерефталат сырья - во Владимирской области.
На экспорт отгружается до 40 процентов произведенной химической и нефтехимической продукции. Сравнение товарной структуры российского экспорта и импорта показывает, что из страны вывозится преимущественно химическая продукция низкой степени переработки, а ввозится продукция высокой степени переработки, начиная от синтетических смол и пластмасс до изделий из них, а также химических волокон и нитей.
Приоритетом развития химической промышленности Центрального федерального округа является повышение конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков. Этот процесс подразумевает:
техническое перевооружение и модернизацию действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции;
организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции главным образом с помощью вертикальной и горизонтальной интеграции, создания инжиниринговых центров и центров компетенции;
повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационной активности предприятий химического комплекса, в том числе с использованием возможностей открытого акционерного общества "РОСНАНО", открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" и других механизмов партнерства государства, бизнеса и науки;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры, предусматривающее увеличение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.), лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции, страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции.
Основными приоритетами инновационной и научно-технической политики в химической промышленности являются:
производство материалов на базе нанотехнологий со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химотермостойкость, химическая и каталитическая активность и др.) для химической и аэрокосмической отрасли, атомных станций, автосудостроения, а также для разработки и производства современных образцов вооружений, лекарственных препаратов и др.;
производство пластмасс новых поколений и продуктов их переработки для различных сфер применения с учетом обновления и расширения сырьевой базы и переработки вторичных полимеров;
производство эластомерных материалов новых поколений с более высокими потребительскими свойствами, в том числе резинотехнических изделий и шин оптимальных конструкций с ресурсом работы, соизмеримым со сроком службы комплектуемой техники;
производство химических волокон и нитей различного назначения с улучшенными потребительскими и гигиеническими свойствами;
расширение ассортимента минеральных удобрений (органо-минеральных удобрений, удобрений пролонгированного действия с микроэлементами и других видов удобрений на основе местных источников сырья);
обновление ассортимента лакокрасочной продукции, красителей широкой цветовой гаммы, пигментов, текстильно-вспомогательных веществ с повышенными потребительскими свойствами на базе гибких, модульных технологических процессов с использованием широкой сырьевой основы;
расширение производства стекловолокна, стеклотканей, стеклопластиков, нетканых материалов, волоконно-оптических элементов новых поколений, гигиенически безопасных товаров бытовой химии, производимых с использованием сырьевой основы нового поколения, для насыщения внутреннего рынка;
обновление ассортимента продукции малотоннажной химии (сорбенты, катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, добавки к полимерным материалам, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, комплексоны и др.) для повышения эффективности производственных процессов в различных сферах народного хозяйства и улучшения качества жизни и здоровья населения;
освоение производства новых менее опасных форм химических средств защиты растений на основе импортных и отечественных веществ, снижающих воздействие их на окружающую среду и человека.
Реализация высокотехнологичных инновационных проектов в химическом комплексе позволит снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых видов продукции.
Достичь заявленных приоритетов позволит реализация следующих инвестиционных проектов:
модернизация и создание нового производства аммиака в Смоленской области;
наращивание промышленного потенциала по выпуску аммиака в Тульской области;
расширение производства метанола в Тульской области.
Тульская область обладает высоким уровнем концентрации химических производств с высоким производственным и научным потенциалом. В состав химического комплекса области входит 11 крупных и средних предприятий и 2 научно-исследовательских института. В сфере развития химической промышленности реализуется система мер, стимулирующих предприятия к выпуску продукции высокой степени переработки, содействующих интенсификации процессов вертикальной интеграции. Приоритетным направлением в развитии отрасли предусматривается формирование территориально-промышленных комплексов на основе химических предприятий г. Новомосковска, Щекинского и Ефремовского районов и отраслевых научно-технических организаций.
Основными направлениями развития химической отрасли Ярославской области в сфере нефтепереработки являются:
дальнейшая модернизация и реконструкция производств, создание предприятий, ориентированных на выпуск конечной продукции нефтехимии, развитие и модернизация производства технического углерода;
освоение выпуска полимерных тканей, реализация ключевых инвестиционных проектов по выпуску качественно новых конкурентоспособных грузовых цельнометаллокордных шин (в области производства шин и автокомпонентов), модернизация производства резинотехнических изделий, организация полномасштабного производства автокомпонентов, отвечающих требованиям Евро-4 и Евро-5;
реализация проекта создания лакокрасочного промышленного кластера Ярославской области, основными целями которого являются формирование на территории г. Ярославля крупнейшего в Восточной Европе высокотехнологичного центра лакокрасочной промышленности и производства сырья и высокотехнологичных химических компонентов на основе нанотехнологий.
Приоритетом развития химической промышленности Московской области является развитие научно-производственного центра по созданию многофункциональных стекловолокнистых материалов и современных композитов.
В Воронежской области будет развиваться производство синтетических каучуков, резиновая промышленность, производство минеральных удобрений и лакокрасочная промышленность.
В Ивановской области планируется строительство регионального малотоннажного нефтеперерабатывающего завода, что позволит улучшить ситуацию на рынке нефтепродуктов области.
Перспективным для развития химического комплекса Владимирской области является производство химической продукции для радиотехнической, электротехнической, кабельной, автомобильной и авиационной промышленности, а также развитие производства полиэфирных волокон, в том числе с использованием вторичной переработки полиэтилентерефталатовых бутылок.
В Курской области планируется освоение выпуска новых видов высокопрочных резино-тканевых конвейерных лент и новых видов сложных пленок.
Основным направлением развития химической отрасли Липецкой области в сфере производства шин и автокомпонентов является реализация ключевых инвестиционных проектов по выпуску автомобильных шин и производству металлокорда для шинной промышленности.
В Смоленской области развитие магистрального трубопроводного транспорта (строительство нефтепровода Балтийской трубопроводной системы) послужит базой к развитию нефтеперерабатывающего производства мощностью 3 млн. тонн в год с потенциальной возможностью расширения мощностей и углубления переработки сырья.
Строительство на территории Брянской области нефтепровода Балтийской трубопроводной системы послужит базой для развития нефтеперерабатывающего производства на ее территории.
Химический комплекс Тамбовской области характеризуется высоким производственным и научным потенциалом, близким к монополистическому положению производством некоторых видов пигментов, красителей и присадок.
В Тверской области высокими темпами развивается производство резиновых и пластмассовых изделий, изоляционных материалов для строительной отрасли.
Меры государственной поддержки развития химической промышленности включают в себя использование механизма особых экономических зон, субсидирование процентных ставок по кредитам, привлечение к реализации проектов государственных корпораций, создание необходимой для реализации проектов инженерной инфраструктуры и др.
Механизмы обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов в химической промышленности включают в себя в первую очередь создание безотходных и малоотходных технологий и их реализацию в промышленности, снижение токсичных выбросов загрязняющих веществ, переработку накопленных и образующихся промышленных отходов по экологически безопасным и экономически эффективным технологиям.
Кадровое и социальное обеспечение развития химической отрасли потребует совершенствования социально-трудовых отношений на уровне предприятий, укрепления (воссоздания) на средних и крупных предприятиях материально-технической базы подготовки кадров на новой учебно-технологической и методической основе, развития внутрифирменного обучения, повышения значимости периодической аттестации инженерно-технического персонала и руководителей предприятий от начального до высшего звена управления.
Основными результатами реализации государственной политики в развитии химической промышленности Центрального федерального округа к 2020 году предусматриваются:
повышение технико-экономического уровня производств за счет реконструкции, модернизации и нового строительства;
снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на производство химической и нефтехимической продукции;
совершенствование структуры экспортных поставок в направлении повышения доли продукции глубокой переработки и развитие импортозамещающих производств;
углубление переработки углеводородного и минерального сырья на основе новейших технологий;
разработка нанотехнологий и расширение их использования для получения материалов со специфическими эксплуатационными свойствами;
максимальное внедрение результатов отечественных разработок и использование новейшего оборудования отечественных машиностроительных предприятий при реконструкции, техническом перевооружении и строительстве новых производств;
расширение обеспечения химических производств отечественным оборудованием;
внедрение экологически безопасных технологий с целью снижения выхода отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны, а также автоматизированных систем контроля состояния окружающей среды.
Несмотря на то, что Центральный федеральный округ является лидером по переработке полимеров в изделия, нефтехимическая промышленность округа развита в меньшей степени, чем в других субъектах Российской Федерации, что обусловлено отсутствием установок пиролиза углеводородного сырья. Основным нефтехимическим производством округа является производство полиэтилентерефталата, полипропилена, акрилонитрилбутадиенстирол-пластиков и нескольких видов синтетического каучука.
Основные производственные нефтехимические мощности по выпуску пластиков расположены в г. Москве, Тульской и Тверской областях.
Доля Центрального федерального округа в общероссийском производстве полипропилена в 2009 году составила 18 процентов (110 тыс. тонн), полистирола вспенивающегося - 30 процентов (8,7 тыс. тонн), полиэтилентерефталата - 64 процента (170 тыс. тонн), акрилонитрилбутадиенстирола - 100 процентов (6,9 тыс. тонн).
Производство каучуков в Центральном федеральном округе представлено 2 предприятиями в Воронежской и Тульской областях.
Доля каучуков, выпускаемых на территории Центрального федерального округа, составляет около 20 процентов общероссийского объема выпуска.
Развитие производства каучука связывается с реализацией инвестиционного проекта в Воронежской области.
В 3 субъектах Центрального федерального округа имеются мощности по переработке углеводородов - нефтеперерабатывающие заводы в гг. Москве, Ярославле и Рязани.
Объемный показатель переработки нефтяного сырья в Центральном федеральном округе за 2009 год составлял 38 млн. тонн, в то время как за 9 месяцев в 2010 году рост переработки по отношению к 2009 году составил 3 процента, а к 2005 году - 9,2 процента. Суммарный производственный потенциал заводов по первичной переработке нефти достигает уровня 42,5 млн. тонн в год.
Однако показатели эффективности этих заводов в настоящее время значительно ниже показателей на аналогичных производствах в Европе и Северной Америке, что существенно ограничивает экспорт нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. В этой связи целесообразна модернизация действующих и строительство новых нефтеперерабатывающих производств в Центральном федеральном округе. Основная направленность инвестиционных проектов включает в себя мероприятия по фактической замене устаревшего оборудования, реконструкции действующих и строительству новых установок облагораживающих и конверсионных процессов, способных к 2015 году обеспечить показатели качества и количества выпускаемых нефтепродуктов в совокупности с изменением общей конфигурации.
Строительство нефтеперерабатывающих заводов на территории Центрального федерального округа целесообразно в зонах максимально возможной и вероятной концентрации нефтепроводных, продуктопроводных и железнодорожных потоков, способных обеспечить круглосуточную безаварийную работу заводов и рациональное удовлетворение внутренних потребностей в нефтепродуктах региональных энергетических рынков Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья.
В соответствии с этим в Тверской области в 2011 году планируется пуск нового предприятия, которое будет выпускать бензин и дизельное топливо.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей