Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Тарифы на железнодорожные перевозки

Рост тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2012 - 2014 годах определяется необходимостью покрытия эксплуатационных издержек ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК", обеспечения безубыточного уровня деятельности компаний, объемами инвестиционных программ компаний и изменениями в системе тарифного регулирования.

Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при осуществлении всех видов перевозок в 2012 году составит в среднем по году 6%. Индексация тарифов будет проведена с января 2012 года.

Данный уровень индексации тарифов направлен на обеспечение финансовой сбалансированности и безубыточности текущей деятельности ОАО "РЖД" в 2012 году.

Среднегодовой рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2013 и 2014 годах прогнозируется на уровне 5,5% и 5% соответственно с и соответствующей индексацией в начале года.

В целях повышения эффективности тарифной политики на железнодорожном транспорте и развития конкуренции целесообразно предусмотреть возможность проведения дифференцированного изменения уровней тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по видам сообщений, направлениям перевозок, номенклатуре перевозимых грузов, по типам и принадлежности подвижного состава. Оценка финансовой сбалансированности деятельности ОАО "РЖД" в 2013 - 2014 годах будет формироваться в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности компании по итогам 2011 - 2012 годов, фактического изменения объемов транспортной работы за данный период и с учетом совершенствования действующей системы тарифов на железнодорожные перевозки в рамках мероприятий по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, а также в соответствии с соглашениями по созданию единого экономического пространства с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в том числе связанных с унификацией тарифов на перевозки грузов независимо от видов сообщения, формированием системы гибкого тарифного регулирования, при которой устанавливаемый уровень индексации тарифов будет определять верхний предел возможных тарифов, а на конкретную перевозку груза тариф может определяться ОАО "РЖД" самостоятельно в рамках ценового коридора; сближением тарифов на перевозки грузов различных тарифных классов и унификации тарифов на порожний пробег вагонов, что должно привести к повышению эффективности работы вагонного парка.

Формирование источников для реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2012 - 2014 годы потребует дополнительных источников финансирования, среди которых продажа активов компании, привлеченные средства и бюджетные инвестиции.

Конкретные параметры объемов финансирования будут определяться с учетом принятых решений по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на 2012 - 2014 годы.

В настоящее время ОАО "РЖД" планирует увеличение инвестиционной программы общества 2012 года на финансирование проектов по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта (снижение протяженности "узких" мест, развитие подходов к портам), на что из федерального бюджета в 2011 году выделяются субсидии в размере 40 млрд. руб.

Для упорядочения ситуации с финансированием работ по содержанию и развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в 2012 году будет продолжена разработка формы и содержания сетевого контракта между ОАО "РЖД" и государством на развитие и эксплуатацию инфраструктурного комплекса железных дорог Российской Федерации.

В 2012 - 2014 гг. среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе составит по 10% ежегодно с индексацией в начале года.

При этом с учетом сложившейся экономической ситуации потребуется сохранение порядка компенсации за счет средств федерального бюджета потерь в доходах перевозчиков, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах. Так, компенсация для обеспечения безубыточности текущей деятельности ОАО "ФПК" в 2012 году за счет средств федерального бюджета Российской Федерации составит 30 млрд. рублей.

При этом сохранится возможность применения практики дифференцированной индексации тарифов на пассажирские перевозки по календарным периодам года.

График гибкого регулирования тарифов на 2012 год в сегменте перевозок пассажиров в плацкартных и общих вагонах не предусматривает существенного изменения индексов по отношению к 2011 году.

Кроме того, в указанный период будет продолжена поддержка отдельных видов пассажирских перевозок в дальнем следовании (проезд школьников старше 10 лет, льготы на проезд пассажиров из/в Калининградской области в другие регионы) за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

С целью обеспечения сбалансированности деятельности ОАО "РЖД" и сдерживания роста тарифов на пригородные пассажирские перевозки в 2012 году сохраниться льготный исключительный тариф на услуги инфраструктуры, оказываемые ОАО "РЖД" пригородным пассажирским компаниям. Выпадающие доходы ОАО "РЖД" от установления льготного исключительного тарифа в размере 25 млрд. рублей будут компенсированы компании из федерального бюджета.