Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Энергетическое машиностроение

В 2010 году отечественное энергомашиностроение вышло на докризисный уровень. Индексы производства турбин и паровых котлов в 2010 году к 2009 году составили соответственно 130,2% и 112,7 процента.

Производство основных видов продукции энергетического машиностроения с учетом итогов работы предприятий энергомашиностроения в январе - июне текущего года оценивается в 2011 году к уровню 2010 года по турбинам паровым - 120%, турбинам газовым - 104,8%, турбинам гидравлическим - 135% и котлам паровым - 110 процентов.

Основными факторами, ограничивающими развитие отечественного энергомашиностроения, являются:

разомкнутость цикла инновационного развития отрасли (включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств в научные разработки), причем основной причиной этого является резкое сокращение взаимодействия электроэнергетики и энергомашиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового энергетического оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе, недостаточный уровень государственной поддержки отрасли;

нехватка производственных мощностей, которых в условиях ожидаемого в долгосрочной перспективе роста спроса на продукцию энергомашиностроения будет недостаточно. При этом низкие объемы производимой продукции не позволяют предприятиям накапливать ресурсы для технологического перевооружения в условиях недостатка "дешевых" долгосрочных кредитов в банковском секторе;

большая номенклатура и, как следствие, малая серийность выпуска, сопровождающаяся высокими удельными затратами на подготовку и производство продукции;

наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке, причем оборот каждой из этих компаний на рынке энергооборудования существенно выше объема производства российских компаний;

ограниченные возможности сопряженных секторов экономики (металлургическое производство сталей и сплавов нужных марок и размеров заготовок; большой дефицит производственных мощностей в обеспечении генераторами, потребность в которых при наличии экспорта придется пополнить за счет импорта; в строительном комплексе - недостаток организаций, проектирующих и строящих новые электростанции);

дефицит квалифицированных кадров как следствие почти двадцатилетней работы энергомашиностроения в условиях пониженных объемов производства, приведших к старению и оттоку специалистов.

Конкурентными преимуществами энергетического машиностроения являются:

масштабный рост спроса на продукцию энергомашиностроения на отечественном рынке в долгосрочной перспективе вследствие необходимости активного обновления и увеличения производственных мощностей в электроэнергетике;

мощный потенциал роста, связанный с реализацией экспортного потенциала отрасли, так как на мировом рынке ожидается существенный рост потребления электроэнергии и, соответственно, спроса на оборудование для электрогенерации;

исторически сложившаяся "привязанность" потребителей в основном к отечественному оборудованию, значительная часть которого будет не только заменяться, но и модернизироваться, что предполагает наличие заказов отечественным компаниям;

заинтересованность государства в развитии отрасли при существенном присутствии отечественного капитала, связанная с вопросами обеспечения энергетической безопасности (в стадии формирования находится проект концепции подпрограммы "Развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения" на 2012 - 2016 годы проекта ФЦП "Национальная технологическая база" на 2012 - 2016 годы).

При разработке прогноза развития энергетического машиностроения учитывались параметры Стратегии развития энергетического машиностроения на 2010 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, которая направлена на реализацию уточненной "Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года".