Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Тепловая энергия

В условиях переходного периода при переносе сроков установления цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий с 1 января на 1 июля очередного календарного года и отсутствии повышения регулируемых цен (тарифов) на газ и электроэнергию в первом полугодии 2012 года, пересмотр утвержденных на 2011 год тарифов на тепловую энергию также будет осуществляться с 1 июля 2012 года. Во избежание резкого роста тарифов при единовременном их увеличении и в целях уменьшения убытков теплоэнергетиков, их повышение будет проходить в два этапа.

Рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в 2012 году (с календарной разбивкой) в среднем по Российской Федерации составит: с 1 июля - 6%, с 1 сентября - 6%. Соответственно рост тарифов на конец года в среднем по России составит 12,4% (к декабрю 2011 года) при среднегодовом увеличении тарифов, не превышающем инфляцию (4,8% в среднем за год с учетом неравномерности полезного отпуска в течение года).

При последующем переходе на регулирование тарифов (цен) субъектов естественных монополий с июля календарного года рост тарифов на тепловую энергию (с учетом ежегодной индексации с июля оптовых цен на газ на 15%) прогнозируется на 2013 год в размере 11,0% в среднем за год к предыдущему году (индексация в июле - 8%), на 2014 год 109,5% - 110,0% (индексация в июле на 12%).

Указанные параметры роста тарифов на тепловую энергию в 2012 - 2014 гг. представляют собой усредненные показатели в целом по Российской Федерации. При этом рост регулируемых тарифов будет дифференцирован по регионам ввиду их климатических и территориальных особенностей и по отдельным регионам может превышать средние темпы роста по стране. Прежде всего, это связано с видом используемого топлива (газ, уголь, мазут и др.), и схемой теплоснабжения потребителей, а также долей тепла, производимого в комбинированном режиме выработки тепловой и электрической энергии, степенью загрузки установленного оборудования и другими особенностями технологического процесса производства, передачи и распределения тепловой энергии.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по утверждению экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (с учетом особенностей каждой регулируемой организации) на уровне выше установленных ФСТ России предельных уровней при условии предварительного согласования таких решений с ФСТ России. В случае превышения установленных ФСТ России предельных уровней, связанного с необходимостью возмещения затрат на реализацию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, согласование ФСТ России не требуется.

Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает исходные параметры роста цен на энергоресурсы и прирост затрат на оплату труда на уровне потребительской инфляции при неизменном объеме полезного отпуска тепловой энергии.

Вместе с тем снижение полезного отпуска тепловой энергии, по информации, представляемой региональными регулирующими органами, в 2012 году может составить 2 - 3% по отношению к уровню, учтенному при утверждении тарифов на 2011 год. Столь существенный темп сокращения объемов потребления, прежде всего, обусловлен реализацией норм Федерального закона от 26.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предусмотрено к 2013 году обязательное оснащение приборами учета всех потребителей коммунальных услуг. Также одной из причин снижения полезного отпуска тепловой энергии являются проводимые теплоснабжающими организациями мероприятия по снижению потерь в тепловых сетях в рамках реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Возмещение недополученного регулируемыми организациями дохода за счет снижения полезного отпуска, а также фактически понесенных экономически обоснованных затрат, неучтенных при установлении тарифов, обусловленных ростом цен на товары и услуги, не подлежащие государственному регулированию, будет осуществляться в последующих периодах регулирования при обязательном подтверждении их данными бухгалтерской и статистической отчетности за соответствующий отчетный период.