Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 2)

Динамика продаж отдельных продовольственных

и непродовольственных товаров (вариант 2)

(прирост, % к предыдущему году)

2009

2010

2011 оценка

Прогноз

2014 к 2010, %

2012

2013

2014

Продовольственные товары

-1,8

5,1

1,2

2,2

2,5

2,3

8,4

в том числе:

Мясо (включая мясо домашней птицы)

-5,0

5,3

3,1

3,2

3,3

3,2

13,3

Рыба и морепродукты

-4,1

7,4

4,2

4,3

4,4

4,2

18,3

Молочные продукты

1,5

4,9

1,7

2,3

2,4

2,3

9,0

Свежие овощи

4,3

6,0

-2,6

1,8

2,0

2,0

3,1

Алкогольные напитки и пиво

-3,0

-3,6

2,9

2,2

2,1

1,8

9,3

Непродовольственные товары

-8,2

7,6

9,1

8,3

7,9

8,4

38,2

Верхняя одежда

-5,4

2,1

5,0

5,2

5,2

4,8

21,7

Телевизоры

-33,5

8,9

12,3

11,3

12,9

12,3

58,5

Компьютеры в полной комплектации

-2,9

13,1

16,1

15,8

16,0

14,7

78,9

Мобильные телефоны

1,2

16,6

6,5

8,5

13,5

12,6

47,6

Легковые автомобили

-37,8

11,1

17,1

11,9

12,7

11,5

64,7

В прогнозный период сохранится тенденция снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, вместе с тем она будет оставаться достаточно высокой - около 10% оборота продовольственных товаров. В ряде субъектов Российской Федерации планируется строительство новых сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, что позволит увеличить объемы реализации продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В среднесрочной перспективе на фоне тенденции к консолидации отрасли, увеличению доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50%) и сокращению числа розничных рынков рост количества магазинов и павильонов, а также торговых площадей будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми площадями.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года.

Стратегия предусматривает, что обеспеченность населения современными продовольственными торговыми площадями увеличится с 84 кв. м на 1000 чел. в 2011 году до 121 кв. м на 1000 чел. в 2014 году. Кроме того, доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% в 2011 году до 48% в 2014 году. Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, будет способствовать как увеличению оборота внутренней торговли, так и смежных производственных отраслей. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.

Сфера торговли и общественного питания будет продолжать лидировать как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доли их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания.

Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.