Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Динамика физических объемов платных услуг населению (вариант 2)

Динамика физических объемов платных услуг населению

(вариант 2), % к предыдущему году

2009

2010

2011 оценка

прогноз

2014 к 2010, %

2012

2013

2014

Платные услуги населению

-2,5

1,5

3,1

6,1

5,8

5,9

22,6

Жилищные

2,5

4,8

3,9

6,2

4,4

5,1

21,1

Коммунальные

-0,5

3,0

2,2

4,0

3,8

3,3

14,0

Транспортные

-6,9

0,5

3,9

5,3

5,2

5,3

21,2

Бытовые

-3,2

0,7

1,0

2,6

2,5

2,6

9,0

Связи

4,9

4,5

9,7

13,1

12,2

12,8

57,0

Системы образования

-4,9

0,5

0,5

4,0

5,4

5,1

15,7

Медицинские

-1,2

1,7

0,9

5,3

5,7

5,9

18,9

Культуры

-1,4

-4,7

0,0

0,7

0,9

0,8

2,4

Физической культуры и спорта

-6,4

0,4

6,8

9,8

8,2

8,0

37,1

Туристские

-5,5

9,8

4,9

10,5

9,7

10,1

40,0

Санаторно-оздоровительные

-8,4

-3,3

1,1

1,8

2,1

2,0

7,2

Гостиниц и аналогичных средств размещения

-12,6

2,7

4,1

6,3

5,3

5,7

23,2

Ветеринарные

-3,5

-1,9

0,0

1,6

1,7

1,5

4,9

Правового характера

-29,8

-29,8

-23,0

-11,2

-2,2

0,9

-32,6

В 2012 - 2014 гг. рост денежных доходов населения даже в условиях роста цен и тарифов на услуги пассажирского транспорта будет способствовать росту объема практически по всем видам транспорта для населения. Основными драйверами развития рынка транспортных услуг будут повышение качества транспортного обслуживания населения, внедрение рациональных схем городских маршрутов, оптимизация расписания движения подвижного состава, модернизация автоматизированных систем управления движением с применением радионавигационной связи для осуществления диспетчерского контроля и обеспечения безопасности перевозок, совершенствование информационного обеспечения пассажиров по режиму движения транспортных средств, остановочным пунктам и местам пересадок, использование на предприятиях пассажирского транспорта систем контроля качества на основе международных стандартов.

В результате совокупного влияния этих факторов прогнозируется увеличение объемов транспортных услуг к 2014 году по сравнению с 2010 годом на 21,2 процента.

Сдерживающее влияние на динамику транспортных услуг оказывает высокая доля количества пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, в общем количестве перевезенных пассажиров, которая составляет примерно 20 процентов.

У домашних хозяйств, в основном в семьях с высоким уровнем достатка, сохранится интерес к потреблению отдельных видов бытовых услуг. К этим услугам можно отнести такие их виды, как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья и других построек, услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, ритуальные услуги и т.д.; их доля в общем объеме бытовых услуг составляет более 50 процентов. Все чаще люди и организации отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. В среднесрочной перспективе спрос на бытовые услуги будет обусловлен главным образом стремлением населения к улучшению качества жизни и экономии времени на повседневных делах.

Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2012 - 2014 гг. не произойдет значительного изменения их структуры (в фактических ценах). По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги, не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги, эластичные к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования, туризма, санаторно-оздоровительные услуги - будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждой из них в общем объеме невысока, за исключением услуг связи, и изменение их объемов не вносит существенного изменения в общую структуру потребления платных услуг населением.