Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Основные факторы роста экономики, темпы прироста ВВП

Основные факторы роста экономики, темпы прироста ВВП, %

Прогноз

2011

2012

2013

2014

Прирост ВВП (вариант 2)

4,1

3,7

4,0

4,6

Разница в темпах прироста ВВП (вар. 2 - 1)

0,9

0,7

0,8

Прирост инвестиций (вариант 2)

6,0

7,8

7,1

7,2

Разница в темпах прироста инвестиций (вар. 2 - 1)

0

1,4

1,1

1,3

Прирост реальных располагаемых доходов населения (вариант 2)

1,5

5,0

4,8

5,3

Разница в темпах прироста реальных располагаемых доходов населения (вар. 2 - 1)

0,6

0,7

1,1

Прирост ВВП,

0,9

0,7

0,8

в том числе за счет:

дополнительных инвестиций в расширение производства и экспорта

0,5

0,4

0,4

за счет роста эффективности и инвестиций в инновационный сектор

0,2

0,2

0,3

роста доходов населения и вложений в социальную сферу

0,2

0,1

0,1

Повышение эффективности капитала и труда определяется не только повышением качества управления корпораций и давлением конкуренции, но и позитивным вкладом реализации государственных программ и мер, направленных на поддержку развития ключевых секторов экономики, то есть реализацией государством политики развития и модернизации.

С точки зрения весомости для экономического роста наибольший вклад в среднесрочной перспективе имеет комплекс программ и мероприятий по развитию высокотехнологичных отраслей и государственный оборонный заказ. На поддержку (как в формате госпрограмм, так и других мероприятий) авиационной промышленности, космического комплекса, атомного машиностроения, науки и на гособоронзаказ в 2011 - 2014 гг. направляется около 2,7% ВВП. С учетом мультипликативного влияния на развитие других секторов экономики это дает около 3 п. п. темпа накопленного за три года роста ВВП или 17,4% его роста.

Программа и меры по развитию транспортной системы, на финансирование которой направляется около 1,2% ВВП, имеет более долгосрочный эффект. За период 2011 - 2014 гг. вклад этого комплекса в накопленный прирост ВВП оценивается в размере 1,5 п. п. ВВП.

Вложения в человеческий капитал на основе реализации программ развития здравоохранения, образования, культуры и рынка труда, на финансирование которых направляется 0,8% ВВП, повышает качество человеческого капитала и его эффективность. Общее влияние этого фактора оценивается в повышении накопленного темпа прироста ВВП на 0,8 - 0,9 п. п. ВВП.

Таким образом, только указанные четыре важнейшие группы государственных программ формируют около 5,4 п. п. накопленного прироста ВВП или 30,9% общего прироста.

Значимый вклад в поддержку экономического роста дают также государственные программы развития сельского хозяйства, жилищного строительства и ЖКХ.

Повышение макроэкономического эффекта программ развития определяется не только масштабами финансирования со стороны государства, но и качеством, результативностью содержащихся в них мероприятий и проектов, а также мультипликативным эффектом для частных инвестиций. Политика государства по становлению системы стратегического управления, дебюрократизации и повышению эффективности бюджетных расходов может существенно повысить эффективность реализуемых мер.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку 40 государственных программ Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года). Из них Правительством Российской Федерации утверждены три госпрограммы:

- "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175);

- "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р);

- "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р).

Полномасштабное внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных (проектных) инструментов на всех уровнях управления планируется с 2012 года. В качестве переходных положений в 2011 году допускается разработка основных положений (концепций) государственных программ Российской Федерации.

До принятия Правительством Российской Федерации государственных программ в 2011 году и на период 2012 - 2014 гг. осуществляется работа по аналитическому распределению расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации. Основным принципом аналитического распределения расходов по государственным программам является формирование целостной, ориентированной на результат группировки (в перспективе - системы управления) в соответствующей сфере социально-экономического развития страны, имеющей взаимоувязанный набор целей, задач и показателей. Хотя это предусматривает перераспределение отдельных направлений расходов, внедрение госпрограмм предполагает сохранение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации конкретных расходных обязательств.

В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам: "Новое качество жизни" (13 госпрограмм), "Инновационное развитие и модернизация экономики" (17 госпрограмм), "Обеспечение национальной безопасности" (2 госпрограммы), "Сбалансированное региональное развитие" (3 госпрограммы) и "Эффективное государство" (5 госпрограмм).

В проектах государственных программ (основных положений) прорабатываются меры государственного регулирования, в том числе правового. Одна из основных задач разработки программных инструментов - увязка приоритетов бюджетной политики и институциональных преобразований для достижения целей социально-экономического развития страны.

Система целевых показателей государственных программ в настоящее время еще окончательно не сформирована и не может быть в полной мере учтена при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов. Однако работа по уточнению целевых индикаторов и объемов финансирования государственных программ продолжается, и показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации могут быть положены в основу формируемой системы целевых показателей государственных программ.

Общий вклад всех государственных программ, финансируемых из федерального бюджета в 2011 - 2014 гг., оценивается как минимум в 7,9 п. п. накопленного темпа прироста ВВП или 45,4% всего роста. Таким образом, программный и проектный подход со стороны государства в сочетании с мерами по улучшению инвестиционного климата являются определяющими факторами экономического роста в прогнозном периоде.