Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - на уровне 44%, и только 4% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 45%).

Тем не менее продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения (4,1% в 2010 году) при низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог (77% в 2009 году) сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.

В связи с этим важнейшим событием для дорожной отрасли в 2010 году стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, предполагается реализовать принцип "пользователь платит", установив четкую связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Ожидается, что система дорожных фондов обеспечит дорожное хозяйство надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития, автомобильных дорог.

Кроме того, в 2010 году предприятия автомобильного транспорта вели агрессивную политику по привлечению грузовой базы, привлекая грузы, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом. В связи с этим увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 28 процента. Следует отметить, что по коммерческому грузообороту автомобильный транспорт в 2010 году превзошел уровень 2008 года (105,3 процента). Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).