Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Показатели развития агропромышленного комплекса

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

ГП

факт

ГП

факт

ГП

факт

ГП

оценка

ГП

прогноз

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к пр. году

103,8

110,8

103,9

101,4

104,1

88,1

104,1

113,7

104,1

101,4

Производство скота и птицы (в живой массе), млн. тонн

9,0

9,3

9,5

10,0

10,1

10,6

10,8

11,0

11,4

11,5

Доля российского производства мяса и мясопродуктов в формировании ресурсов, %

61,1

61,2

63,5

64,2

65,7

67,5

68,1

71,4

69,6

74,4

Производство молока, млн. тонн

33,0

32,4

34,0

32,6

35,0

31,8

36,0

31,2

37,0

31,1

Доля российского производства молока в формировании ресурсов, %

78,3

77,8

79,2

78,2

79,9

76,3

80,4

74,9

81,1

74,3

Приобретение тракторов, тыс. шт.

23,0

23,9

29,0

18,8

35,0

16,4

41,0

15,2

48,0

16,6

Существенным фактором в формировании условий и прогнозных показателей развития сельского хозяйства должна стать реализация с 2013 года новой государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года. К уже традиционным направлениям государственной поддержки добавится ряд новых направлений и мероприятий: развитие малого бизнеса, поддержка развития перерабатывающих отраслей АПК; развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка; развитие мелиорации, включая развитие внутрихозяйственных сетей и другие. Помимо расширения направлений в разрабатываемой госпрограмме предусматривается новый подход в выстраивании государственной поддержки с акцентом на формирование комплексных подпрограмм по отдельным секторам, включающим все звенья технологического процесса: от производства до реализации продукции, с ориентацией на конечный спрос на готовую продукцию.

Планируемый объем средств федерального бюджета на развитие сельского хозяйства в 2011 году составит не менее 125 млрд. рублей (в 2012 году - минимальный объем финансирования составит 130 млрд. рублей, в 2013 - 2014 гг. - как минимум 118 млрд. рублей ежегодно), хотя потребность на 20 - 30% выше. Исходя из заложенных в бюджете лимитов, доля государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к объему произведенной ими продукции имеет тенденцию к снижению (8,6% в 2010 году против 5,8% в 2014 году).

Основным направлением государственной поддержки остается компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями. Однако в среднесрочной перспективе масштабы субсидирования будут медленно сужаться в результате введения новых механизмов поддержки, направленных на увеличение товарности производства (субсидирование производства 1 литра товарного молока с соответствующими качественными характеристиками), расширение возможностей крестьян в получении оборотных средств (залоговые операции).

Мероприятия по инновационному развитию агропромышленного комплекса найдут отражение в стратегии инновационного развития АПК, в программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года "БИО 2020", которые создадут предпосылки для качественных технологических преобразований в сельском хозяйстве.

Технологические преобразования и новые направления государственной поддержки окажут стабилизирующее воздействие на внутренний рынок и будут являться факторами привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс.

Кроме того, по оценкам ФАО, в перспективе сохранится высокий уровень цен на агропродовольственные товары на мировом рынке, что создаст стимулы для инвестирования в производство. Характерные ценовые тренды найдут отражение в российском аграрном секторе, встроенном в архитектуру мирового рынка. Кроме того, высокий уровень цен на агропродовольственные товары будет поддерживаться в связи с прогнозируемым ростом тарифов естественных монополий. Цены производителей сельскохозяйственной продукции могут вырасти на 20 - 30 процентов.

В прогнозный период объем инвестирования в сельское хозяйство не достигнет предкризисного уровня (в 2014 году к 2007 году - 85,1%), так как сохраняется влияние факторов, тормозящих рост инвестиций, а именно последствия финансово-экономического кризиса, финансовые потери из-за засухи, ограниченность рынков сбыта.

В растениеводстве зависимость от природно-климатических условий перманентно приводит к высокой волатильности темпов роста подотрасли. Засуха 2010 года заставила пересмотреть приоритеты государственной поддержки и предусмотреть средства федерального бюджета на восстановление мелиоративной системы страны с 2013 года. Комплекс мелиоративных мероприятий в будущем позволит частично нивелировать влияние природно-климатических рисков сельского хозяйства.

Зерно. В результате засухи в 2010 году низкий валовой сбор зерна по сравнению с урожаями прошлых лет обусловил необходимость принятия решения о моратории вывоза зерновых, который продлился вплоть до нового сельскохозяйственного года (1 июля 2011 года). Экспорт зерна в 2010/2011 сельскохозяйственном году составил 3,9 млн. тонн.

Для стабилизации ценовой ситуации на аграрных рынках и устранения дефицита сельхозпродукции в сочетании с введением эмбарго были введены льготные ж/д тарифы с юга России и Сибири, а также проведены товарные интервенции, организована внебиржевая реализация зерна для основных его потребителей. Упавшие ниже интервенционных значений рыночные цены на зерно в апреле начали постепенно расти в направлении сближения с мировыми значениями. Сдерживающими факторами роста внутренних цен являются высокие переходящие запасы зерна на отечественном рынке, а также снижение цен на мировом рынке в ожидании экспорта причерноморского и казахстанского зерна. Ожидание урожая в объеме 92 млн. тонн окажет стабилизирующее влияние на внутренний рынок зерновых культур, но привело к значительному падению цен и увеличению разрыва с мировыми ценами. На конец года с учетом потенциального эффекта закупочных интервенций и поддержки экспорта цена на пшеницу (EXW, элеватор) на внутреннем рынке ожидается на уровне 5,3 тыс. рублей за тонну (хотя в ряде регионов Сибири и Урала она может существенно снизиться по сравнению с этим уровнем).

В среднесрочный период прогнозируется восстановление утраченных в период действия моратория позиций российских экспортеров в мировой торговле зерновыми. В 2014 году по сравнению с 2010 годом объем производства зерна может возрасти в 1,6 раза (до 100 млн. тонн). Объемы экспорта стабилизируются на уровне 20 - 25 млн. тонн.

В случае неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, природных аномалий, высоких издержек производства в среднесрочной перспективе урожаи зерновых в среднем не превысят 90 млн. тонн.

Прогнозируемое производство муки и крупы характеризуется умеренным ростом. В 2014 году относительно 2010 года выпуск муки вырастет на 4,6%, крупы - на 4,7 процента. Развитие рынка определяется спросом хлебопекарных и кондитерских предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли. Ожидается существенное увеличение экспорта муки, потенциал которого превышает нынешний уровень в несколько раз.

Сахар. В свеклосахарном комплексе отмечается беспрецедентное расширение в 2011 году посевных площадей сахарной свеклы, спровоцированное высокими закупочными ценами прошлого периода, и восстановление урожайности до среднемноголетних значений. Данное обстоятельство является основным фактором прогнозируемого рекордного за 20-летний период урожая сахарной свеклы (порядка 37 млн. тонн). Ожидания большого урожая формируют понижательный ценовой тренд на сахар и, в свою очередь, на сахарную свеклу. По оценкам, закупочные цены на сельскохозяйственную культуру могут упасть на 15 - 20% относительно прошлого сезона, что окажет негативное влияние на возможность сохранения посевных площадей в 2012 году на уровне 2011 года.

Прогнозируемый рекордный урожай сахарной свеклы в текущем сезоне приведет к не менее рекордному объему производства свекловичного сахара (4,4 млн. тонн или 65,7% к совокупному объему производства сахара-песка). Учитывая рост импортных поставок сахара-сырца в результате досрочного введения пошлины на импорт сахара-сырца в размере 50 долл./тонну и, как следствие, увеличение выработки сырцового сахара, совокупное производство сахара в 2011 году вырастет на 41,4 процента. В связи с этим запасы сахара окажутся на высоком уровне, подталкивая оптовые цены вниз. Большой объем предложения товара на рынке может спровоцировать сокращение выпуска сахара в 2012 году.