Показатели развития агропромышленного комплекса
Существенным фактором в формировании условий и прогнозных показателей развития сельского хозяйства должна стать реализация с 2013 года новой государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года. К уже традиционным направлениям государственной поддержки добавится ряд новых направлений и мероприятий: развитие малого бизнеса, поддержка развития перерабатывающих отраслей АПК; развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка; развитие мелиорации, включая развитие внутрихозяйственных сетей и другие. Помимо расширения направлений в разрабатываемой госпрограмме предусматривается новый подход в выстраивании государственной поддержки с акцентом на формирование комплексных подпрограмм по отдельным секторам, включающим все звенья технологического процесса: от производства до реализации продукции, с ориентацией на конечный спрос на готовую продукцию.
Планируемый объем средств федерального бюджета на развитие сельского хозяйства в 2011 году составит не менее 125 млрд. рублей (в 2012 году - минимальный объем финансирования составит 130 млрд. рублей, в 2013 - 2014 гг. - как минимум 118 млрд. рублей ежегодно), хотя потребность на 20 - 30% выше. Исходя из заложенных в бюджете лимитов, доля государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к объему произведенной ими продукции имеет тенденцию к снижению (8,6% в 2010 году против 5,8% в 2014 году).
Основным направлением государственной поддержки остается компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями. Однако в среднесрочной перспективе масштабы субсидирования будут медленно сужаться в результате введения новых механизмов поддержки, направленных на увеличение товарности производства (субсидирование производства 1 литра товарного молока с соответствующими качественными характеристиками), расширение возможностей крестьян в получении оборотных средств (залоговые операции).
Мероприятия по инновационному развитию агропромышленного комплекса найдут отражение в стратегии инновационного развития АПК, в программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года "БИО 2020", которые создадут предпосылки для качественных технологических преобразований в сельском хозяйстве.
Технологические преобразования и новые направления государственной поддержки окажут стабилизирующее воздействие на внутренний рынок и будут являться факторами привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс.
Кроме того, по оценкам ФАО, в перспективе сохранится высокий уровень цен на агропродовольственные товары на мировом рынке, что создаст стимулы для инвестирования в производство. Характерные ценовые тренды найдут отражение в российском аграрном секторе, встроенном в архитектуру мирового рынка. Кроме того, высокий уровень цен на агропродовольственные товары будет поддерживаться в связи с прогнозируемым ростом тарифов естественных монополий. Цены производителей сельскохозяйственной продукции могут вырасти на 20 - 30 процентов.
В прогнозный период объем инвестирования в сельское хозяйство не достигнет предкризисного уровня (в 2014 году к 2007 году - 85,1%), так как сохраняется влияние факторов, тормозящих рост инвестиций, а именно последствия финансово-экономического кризиса, финансовые потери из-за засухи, ограниченность рынков сбыта.
В растениеводстве зависимость от природно-климатических условий перманентно приводит к высокой волатильности темпов роста подотрасли. Засуха 2010 года заставила пересмотреть приоритеты государственной поддержки и предусмотреть средства федерального бюджета на восстановление мелиоративной системы страны с 2013 года. Комплекс мелиоративных мероприятий в будущем позволит частично нивелировать влияние природно-климатических рисков сельского хозяйства.
Зерно. В результате засухи в 2010 году низкий валовой сбор зерна по сравнению с урожаями прошлых лет обусловил необходимость принятия решения о моратории вывоза зерновых, который продлился вплоть до нового сельскохозяйственного года (1 июля 2011 года). Экспорт зерна в 2010/2011 сельскохозяйственном году составил 3,9 млн. тонн.
Для стабилизации ценовой ситуации на аграрных рынках и устранения дефицита сельхозпродукции в сочетании с введением эмбарго были введены льготные ж/д тарифы с юга России и Сибири, а также проведены товарные интервенции, организована внебиржевая реализация зерна для основных его потребителей. Упавшие ниже интервенционных значений рыночные цены на зерно в апреле начали постепенно расти в направлении сближения с мировыми значениями. Сдерживающими факторами роста внутренних цен являются высокие переходящие запасы зерна на отечественном рынке, а также снижение цен на мировом рынке в ожидании экспорта причерноморского и казахстанского зерна. Ожидание урожая в объеме 92 млн. тонн окажет стабилизирующее влияние на внутренний рынок зерновых культур, но привело к значительному падению цен и увеличению разрыва с мировыми ценами. На конец года с учетом потенциального эффекта закупочных интервенций и поддержки экспорта цена на пшеницу (EXW, элеватор) на внутреннем рынке ожидается на уровне 5,3 тыс. рублей за тонну (хотя в ряде регионов Сибири и Урала она может существенно снизиться по сравнению с этим уровнем).
В среднесрочный период прогнозируется восстановление утраченных в период действия моратория позиций российских экспортеров в мировой торговле зерновыми. В 2014 году по сравнению с 2010 годом объем производства зерна может возрасти в 1,6 раза (до 100 млн. тонн). Объемы экспорта стабилизируются на уровне 20 - 25 млн. тонн.
В случае неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, природных аномалий, высоких издержек производства в среднесрочной перспективе урожаи зерновых в среднем не превысят 90 млн. тонн.
Прогнозируемое производство муки и крупы характеризуется умеренным ростом. В 2014 году относительно 2010 года выпуск муки вырастет на 4,6%, крупы - на 4,7 процента. Развитие рынка определяется спросом хлебопекарных и кондитерских предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли. Ожидается существенное увеличение экспорта муки, потенциал которого превышает нынешний уровень в несколько раз.
Сахар. В свеклосахарном комплексе отмечается беспрецедентное расширение в 2011 году посевных площадей сахарной свеклы, спровоцированное высокими закупочными ценами прошлого периода, и восстановление урожайности до среднемноголетних значений. Данное обстоятельство является основным фактором прогнозируемого рекордного за 20-летний период урожая сахарной свеклы (порядка 37 млн. тонн). Ожидания большого урожая формируют понижательный ценовой тренд на сахар и, в свою очередь, на сахарную свеклу. По оценкам, закупочные цены на сельскохозяйственную культуру могут упасть на 15 - 20% относительно прошлого сезона, что окажет негативное влияние на возможность сохранения посевных площадей в 2012 году на уровне 2011 года.
Прогнозируемый рекордный урожай сахарной свеклы в текущем сезоне приведет к не менее рекордному объему производства свекловичного сахара (4,4 млн. тонн или 65,7% к совокупному объему производства сахара-песка). Учитывая рост импортных поставок сахара-сырца в результате досрочного введения пошлины на импорт сахара-сырца в размере 50 долл./тонну и, как следствие, увеличение выработки сырцового сахара, совокупное производство сахара в 2011 году вырастет на 41,4 процента. В связи с этим запасы сахара окажутся на высоком уровне, подталкивая оптовые цены вниз. Большой объем предложения товара на рынке может спровоцировать сокращение выпуска сахара в 2012 году.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей