Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Цены и тарифы на электроэнергию

Средний рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в среднем за 2012 год к предыдущему году составит 6,5 - 7,5%, для населения - 3% (с ростом с 1 июля в размере 6 процентов).

В 2013 - 2014 гг. прогнозируется рост конечных цен на электроэнергию по 9 - 11% ежегодно, для населения - по 8 - 9% в 2013 г. и 10 - 12% в 2014 г., рост тарифов электросетевых организаций - на уровне не выше 9 - 10% в год. При таком варианте повышения цен и тарифов ежегодно возрастают объемы перекрестного субсидирования льготных тарифов для населения: за 2012 - 2014 гг. тарифы для населения увеличиваются на 25,8%, для остальных потребителей - на 26 - 31 процент. Превышение указанного уровня конечных цен (тарифов), в том числе по населению может быть обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В неценовых зонах оптового рынка электроэнергии и территориально-изолированных электроэнергетических системах рост тарифов, обусловленный подорожанием топлива (угля) и другими факторами, может быть с 1 января 2012 года.

В рамках данного варианта учтены:

отказ от индексации свободных цен на мощность и регулируемых цен (тарифов) для поставщиков оптового рынка (для поставки населению, "вынужденных", "самых дорогих");

установление предельного уровня цены для проведения конкурентного отбора мощности в ЗСП Сибири;

отмена инвестиционных надбавок АЭС/ГЭС и сохранение надбавки на безопасность для АЭС;

рост тарифа распределительных сетевых компаний (с учетом оплаты услуг ОАО "ФСК ЕЭС" и без учета оплаты потерь электрической энергии) на 11% с 1 июля 2012 года, не выше 9 - 10% в год на 2013 - 2014 года;

Предлагается произвести "перезагрузку" долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций в отношении дочерних обществ ОАО "Холдинг МРСК", а также других обществ с 1 июля 2012 года. Корректировка должна быть осуществлена с учетом ограничения роста необходимой валовой выручки каждой регулируемой компании параметрами, предусмотренными настоящим прогнозом (не выше 12% с 1 июля 2012 г., 10% с июля 2013 г., 10% с 1 июля 2014 года).

Для прочих территориальных сетевых организаций переход на RAB должен осуществляться с учетом аналогичных ограничений.

Для ограничения роста тарифов предлагаются следующие меры:

- решение Правительства Российской Федерации об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2012 на уровне, не превышающем тарифы 2011 г., и корректировка долгосрочных параметров регулирования с 01.07.2012 с учетом обязательности соблюдения установленных темпов роста необходимой валовой выручки на первый долгосрочный период регулирования. Это возможно за счет снижения оценки базы капитала, ограничения роста операционных затрат, приведения нормативов потерь в соответствие с целями инвестпрограмм;

- начисление возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал осуществляется с учетом фактических вводов объектов сетевого хозяйства;

- разработка регионами программ развития их региональных сетей в увязке с территориальными планами развития.

Для повышения эффективности капиталовложений предлагаются следующие меры:

- установление дисконта на RAB в отношении объектов, введенных в эксплуатацию, но не загруженных на проектную величину в плановый срок;

- корректировка инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" с переносом сроков строительства на последующие годы.

Прочие территориальные сетевые компании с 2012 года переходят на долгосрочное регулирование, в том числе методом индексации. Предлагается на 2012 - 2014 гг. установить индекс темпов роста необходимой валовой выручки прочих территориальных сетевых компаний не выше компаний холдинга "МРСК". Такие меры будут также мотивировать малые компании к консолидации, что позволит им сокращать затраты.

В целях реализации перечисленных ценовых условий необходимо принятие постановления Правительства Российской Федерации и внесение изменений в Правила оптового рынка.

В представленном варианте не отражено влияние принятия решений о согласовании к передаче в аренду объектов ЕНЭС (в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1173), которые в ряде субъектов Российской Федерации по факту решений Минэнерго России в 2011 г., что приведет к дополнительному приросту конечной цены примерно на 2% к величине базового периода. Величина недополученной выручки ДЗО МРСК в 2011 году, подлежащая компенсации оценочно составляет, по предварительной оценке, 33 млрд. рублей.

Темп роста регулируемой выручки сбытовых компаний прогнозируется не выше темпа инфляции: в 2012 г. - 106,0%, в 2013 г. - 105,5%, в 2014 г. - 105,0% по обоим вариантам.

В то же время в сбытовом секторе сложилась ситуация, когда конкуренция еще не заработала, а действующие правила достаточно либеральны к участникам рынка. Таким образом, сбытовые организации завышают цену электроэнергии, не нарушая действующих правил. Для ограничения роста цен и тарифов на электрическую энергию потребуются изменения действующего законодательства в части регулирования ценообразования сбытовых организаций.