Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Производство основных видов транспортных средств и оборудования

Производство основных видов транспортных средств

и оборудования, %

Показатель

2010 отчет

2011 оценка

Прогноз

2014 к 2010, %

2012

2013

2014

Электровозы магистральные

112,6

128,3

112,4

112,2

113,3

183,3

Вагоны грузовые магистральные

212,9

128,8

91,6

90,4

90,3

96,3

Вагоны пассажирские магистральные

89,5

97,4

108,0

110,3

112,5

130,5

Автомобили грузовые

167,0

135,2

113,6

116,3

117,2

209,3

Автомобили легковые, тыс. шт.

1209

1699

1895

2081

2272

Автомобили легковые, %

202,6

140,5

111,5

109,8

109,2

187,8

Летательные аппараты

113,0

96,1

131,5

153,6

147,3

285,9

Указанные факторы обеспечат превышение докризисного уровня производства легковых автомобилей и электровозов магистральных уже по итогам 2011 года (увеличение объемов производства относительно 2008 года составит порядка 15%), а также вагонов грузовых магистральных (увеличение объемов производства относительно 2008 года составит более 50 процентов).

Развитие производства транспортных средств и оборудования в 2012 - 2014 гг. (увеличение объемов производства на 72,7%) будет связано с увеличением платежеспособного спроса как на продукцию гражданского, так и специального назначения практически по всем позициям товарной номенклатуры (за исключением вагонов грузовых магистральных).

Так, среднегодовой темп роста рынка легковых автомобилей в прогнозный период составит около 9%, грузовых автомобилей - 15 процентов. Данная тенденция увеличения рынка автомобильной техники обусловлена:

увеличением платежеспособного спроса как со стороны физических, так и юридических лиц в связи с увлечением реальных располагаемых доходов населения (на 15,3% в указанный период) и развитием механизмов лизинга и кредитования;

увеличением объемов поставок автомобильной техники на рынки стран - участников Таможенного союза (рост экспортных поставок легковых автомобилей в указанный период может составить более 66%, грузовых автомобилей - более 30 процентов);

сохранением действующего уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка;

развитием в новых условиях проектов по промышленной сборке автомобильной техники, в том числе в части повышения уровня локализации совместных предприятий, интенсификацией процессов организации на территории Российской Федерации производства автомобильных комплектующих.

Рост объемов внутреннего рынка автомобильной техники обусловит увеличение поставок импортной продукции на внутренний рынок. Так, объем импорта легковых автомобилей в 2014 году относительно уровня 2010 года увеличится на 77%, грузовых - на 150 процентов. При этом рост отечественного производства в указанный период составит в части легковых автомобилей 88%, грузовых автомобилей - 109%, автобусов - 29 процента.

Учитывая данные тенденции к 2014 году, доля легковых автомобилей российского производства на внутреннем рынке стабилизируется на уровне 60%, грузовых - 67 процентов.

Указанная динамика производства автомобильной техники будет в том числе обусловлена реализацией мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности автомобилей российского производства, к которым в том числе относятся:

инвестиционные проекты по созданию новых конкурентоспособных производств (при участии ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Группа "ГАЗ", ОАО "КАМАЗ" и ОАО "СОЛЛЕРС") в рамках реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (объем инвестиционной программы автомобилестроительных предприятий (включая ОАО "АВТОВАЗ") на период 2012 - 2014 гг. составит более 190 млрд. рублей);

программа инновационного развития ОАО "АВТОВАЗ" на 2011 - 2016 годы (в рамках программы предполагается разработка и внедрение в производство новых, в том числе инновационных технологий проектирования и производства автомобилей, в том числе для эффективной реализации проектов "Low Cost", "RF-90", "LADA 4x4"). Реализация программы также будет способствовать повышению эффективности сбытовой и производственной деятельности (рост производительности труда за весь период реализации программы должен составить от 7 до 28 процентов);

проект по обновлению парка автобусной техники.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие производства автомобильной техники и существенно изменить пропорцию рынка в пользу иностранной техники, к которым относятся:

изменение системы таможенной защиты при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, которое не удастся компенсировать новыми мерами защиты рынка (соответствующими требованиям ВТО);

снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения (до 113% в 2014 году относительно 2011 года);

негативный эффект прекращения реализации механизмов стимулирования спроса на отечественную автомобильную технику (сокращение объемов закупок автомобильной техники для государственных и муниципальных нужд).

Указанные риски могут обеспечить сокращение темпов роста производства легковых автомобилей с 88 до 30% в 2014 году относительно уровня 2010 года, грузовых автомобилей - с 109 до 11 процентов. При этом будет отмечаться сохранение объемов рынка, отмеченных в рамках основного варианта, в связи с чем предполагается значительное увеличение доли импортной техники на внутреннем рынке.

Увеличение инвестиционных программ ОАО "Российские железные дороги", ОАО "ФПК", ОАО "ПГК", ОАО "ВГК" (в частности, объем закупок подвижного состава в период 2011 - 2013 гг. составит около 190 млрд. рублей) и частных перевозчиков, обусловленное, в свою очередь, ростом объемов грузооборота и пассажирооборота железнодорожного транспорта (увеличение в 2014 году по сравнению с 2010 годом на 18,3% и 11,8% соответственно) в 2012 - 2014 гг. обеспечат увеличение объемов спроса и, соответственно, производства продукции транспортного машиностроения. Так, среднегодовое увеличение рынка электровозов магистральных составит около 11%, производства - 12,5 процента.

Дополнительными факторами развития производства железнодорожной техники будут являться:

развитие производства продукции с использованием импортных и произведенных на совместных предприятиях комплектующих, вызванное необходимостью создания новых конкурентоспособных видов транспортных средств и оборудования, в том числе для реализации проектов высокоскоростного железнодорожного транспорта;

предоставление субсидий из федерального бюджета предприятиям транспортного машиностроения на цели техперевооружения;

интенсификация процессов обновления парка железнодорожной техники.

Необходимо отметить, что объемы спроса на вагоны грузовые магистральные по итогам 2010 - 2011 года будут способствовать насыщению рынка данной продукции (в 2011 году относительно уровня 2009 года производство данной техники увеличится в 2,7 раза, импорта - в 4,3 раза, также в 2011 году наблюдается практически полная загрузка производственных мощностей на российских предприятиях), в связи с чем в 2012 - 2014 гг. предполагается некоторое сокращение производства (до 50 - 55 тыс. штук в год) и импорта грузовых вагонов по сравнению с 2011 годом.

Основным фактором развития производства в 2012 - 2014 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа (в 3,4 раза в денежном выражении) и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития гражданского сектора данного комплекса. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части:

вывода на проектные мощности и обеспечение серийного производства самолетов семейства SSJ (в период до 2014 года планируется произвести порядка 120 воздушных судов);

наращивания объемов производства самолетов семейства Ан-148 и Ту-204 (в период до 2014 года планируется произвести около 40 воздушных судов соответственно);

перехода к завершающей стадии разработки и испытаний новых типов воздушных судов (МС-21);

наращивания объемов продаж серийно выпускаемой вертолетной техники и освоения в производстве вертолетов, находящихся в завершающей стадии разработки.

Данные процессы с целью обеспечения повышения их эффективности будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития авиационной промышленности (суммарный объем финансирования данных механизмов в прогнозный период может составить более 270 млрд. рублей), к которым относятся:

стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов российского производства);

поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", реализация ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли);

внедрение системы финансирования продаж авиационной техники, на финансирование которой в 2012 - 2014 гг. планируется направить более 23 млрд. рублей (аналог системы PROEX).

Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

реализация программ инновационного развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения, которое позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.

Влияние указанных факторов будет способствовать выходу на безубыточный уровень производства гражданских самолетов, повышению рентабельности производства вертолетов, самолетов государственного назначения и обеспечит в 2014 году объем продаж самолетов и вертолетов в количестве 225 и 276 единиц соответственно.

Вместе с тем существуют значительные риски сдвига вправо государственного оборонного заказа на авиационную технику, прекращения выпуска гражданских версий Ту-204 (Ту-204 СМ) из-за отсутствия достаточного платежеспособного спроса, сокращения против плана программы впуска Ан-148 и SSJ из-за спросовых ограничений и неэффективного финансового пакета продвижения машин на внутреннем и внешних рынках, нарастающих убытков производства гражданской авиатехники.

Развитие судостроительного комплекса в 2012 - 2014 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа (в 3 раза в денежном выражении), расширением военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ОАО "Совкомфлот", ОАО "Роснефть", ОАО ГМК "Норильский никель", ФГУП "Росморпорт", ФГУ "Гидрометфлот", других рыбопромысловых компаний и пароходств танкеров, судов снабжения, ледоколов, научно-исследовательских судов, паромов, рыбопромысловых судов и судов внутреннего плавания, бонопостановщиков и буксиров, спасательных судов.

При этом данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности с целью обеспечения повышения их эффективности, в том числе в части повышения научно-технологического потенциала (ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации"), стимулирования спроса на отечественную морскую и речную технику, развития лизинга в сфере судостроения, суммарный объем финансирования которых в прогнозный период за счет средств федерального бюджета может составить около 140 млрд. рублей.

Указанные выше факторы обеспечат увеличение объемов производства военного и гражданского кораблестроения в 2014 году относительно 2010 года более чем на 70 процентов.

На развитие производства космической техники в 2012 - 2014 гг. будет оказывать влияние эффективность реализации программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы, ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" и плановые работы по созданию космического ракетного комплекса "Ангара"), суммарный объем финансирования которых в указанный период за счет средств федерального бюджета может составить около 500 млрд. рублей.

В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:

наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создание новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;

развития российского сегмента международной космической станции;

создания перспективной пилотируемой транспортной системы;

создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечение их серийного производства;

замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";

формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;

дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий.

Осуществление космической деятельности приведет к увеличению запусков космических аппаратов и соответственно к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем индекс производства космических аппаратов в 2014 году по отношению к 2010 году составит 167 процентов.