Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Воздушный транспорт

В 2010 году пассажирские перевозки показали уверенный рост (131%), превзойдя уровень 2008 году и достигнув максимального значения за последние 20 лет. При этом возросла доля перевозок на международных воздушных линиях до 49 процентов. Пассажиропоток региональных авиалиний возрос по сравнению с 2009 года на 14% и составил 1,5 млн. пассажиров. Однако этот сегмент рынка пока не смог восстановиться до докризисных значений 2008 года.

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Так, например, несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 60% пассажиропотока).

Основные риски сектора - рост стоимости авиационного топлива и ухудшение благосостояния населения.

В 2010 году конкуренция в секторе усилилась за счет расширения сегмента низкотарифных авиаперевозчиков. В подобных условиях усилилось ценовое давление на перевозчиков с классической "сетевой" бизнес моделью, которые вынуждены внедрять более гибкую тарифную политику. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе российский рынок разделит мировую тенденцию, и сегмент низкотарифных авиаперевозок будет расти. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

К позитивным факторам 2010 года следует отнести начало поставок современного регионального воздушного судна российского производства SSJ. Ожидается, что эксплуатация этого самолета снизит затраты авиакомпаний на обновление парка и повысит доступность авиаперевозок для населения

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе - интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), консолидация рынка (интеграция ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" переданных авиаактивов ГК "Ростехнологии"), а также развитие региональных перевозок.

К 2014 году количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, достигнет 75 - 80 млн. человек или возрастет к 2010 году на 35 - 40 процентов.