Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

4.10. Охрана окружающей среды и использование

природных ресурсов

В 2012 - 2014 гг. деятельность по охране окружающей природной среды будет направлена на формирование институциональных, правовых и экономических условий для снижения негативного воздействия на окружающую среду и соблюдения нормативов качества окружающей среды в Российской Федерации.

Реформирование и совершенствование законодательного регулирования в сфере охраны окружающей среды будет осуществляться по следующим основным направлениям:

усиление ответственности за экологические преступления и правонарушения;

государственное регулирование и государственный контроль, включая переход к выдаче комплексных разрешений для крупных предприятий и переход к декларированию для субъектов, оказывающих незначительное воздействие;

совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды, включая систему платы за негативное воздействие;

использование дополнительных стимулирующих мер, включая добровольные механизмы экологической ответственности и включение экологических требований в политику государственных закупок;

совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения экологической безопасности ядерных объектов и радиационных источников; формирование правовых условий для повышения степени утилизации отходов, создание современной перерабатывающей отрасли в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами;

совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности;

защита морской среды от загрязнений нефтью при освоении месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

совершенствование механизмов управления и финансирования особо охраняемых территорий.

В соответствии с обязательствами Российской Федерации по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу среднегодовые темпы роста выбросов парниковых газов в период до 2014 года составят не более 1 - 1,5% с последующим снижением до уровня 1% и ниже. Инвестиционные механизмы Киотского протокола будут применяться в Российской Федерации с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов и тиражирования лучшей мировой практики (проектов) в области ограничения выбросов парниковых газов и повышения энергетической эффективности. В целях снижения совокупных издержек, связанных с реализацией мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов, будут применяться рыночные механизмы регулирования, включая систему переуступки прав на эмиссию выбросов парниковых газов предприятиями.

Лесное хозяйство. Лесной потенциал Российской Федерации является наибольшим из всех стран мира и составляет по запасам древесины около 22% от мировых. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации по данным лесного реестра на 1 января 2011 г. составляет 1 183,3 млн. га. Доля лесных земель составляет свыше 75% от общей площади земель лесного фонда.

Общий запас древесины на территории лесного фонда Российской Федерации составляет 83,4 млрд. куб. м, использование расчетной лесосеки в 2010 году - 27,7% от допустимого объема изъятия древесины.

Леса России по преимуществу бореальные, основные лесообразующие породы в лесном фонде - лиственница, сосна, ель, бук, береза, осина. Площади, занятые в Российской Федерации насаждениями основных лесообразующих пород, остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий.

После резкого сокращения объема лесозаготовок в 2009 г. (на 13,7%) в 2010 году возобновился рост (на 9,5%). В 2011 г. благодаря улучшению ситуации на мировых рынках и восстановлению внутреннего спроса ожидается увеличение объема лесозаготовок - 110% к уровню 2010 года. К 2014 г. объем лесозаготовки по основному варианту (вариант 2) составит 126% к уровню 2010 года.