Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Инвестиции

Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.

По основному сценарию в 2012 году объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса (без трубопроводного) по крупным и средним предприятиям (далее - ИОК) прогнозируется в размере 1295 млрд. рублей в текущих ценах или 104% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В 2014 году инвестиции в основной капитал транспортного комплекса прогнозируются на уровне 130% к 2010 году или 108% к 2008 году в соответствующих сопоставимых ценах.

Низкие темпы роста показателя в сопоставимых ценах обусловлены жесткими бюджетными ограничениями и соответственно низкими планируемыми инвестициями в транспорт за счет средств федерального бюджета в 2014 году ИОК прогнозируется на уровне 66% относительно утвержденных параметров ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Так, объем инвестиций в транспортный комплекс за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям в 2014 году прогнозируется на уровне 95,4% относительно аналогичного показателя Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (инновационный вариант) и 59% относительно показателя Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ и инвестиционных проектов сектора может усилить негативное давление инфраструктурных ограничений на экономический рост.

Объем инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2012 и 2014 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

- обеспечение объектов, связанных с проведением Олимпийских игр в г. Сочи, Форума АТЭС, Универсиады в Казани, Чемпионата мира по футболу 2018 года;

- завершение вводных объектов;

- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в том числе строительство платных дорог) и направленные на повышение безопасности.

В 2012 - 2014 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов:

комплексные проекты:

развитие Московского транспортного узла; Новороссийского транспортного узла, Ростовского универсального порта, Свияжского мультимодального логистического центра, Мурманского транспортного узла, сухогрузного района морского порта Тамань, МТК "Европа - Западный Китай";

морской транспорт:

развитие морского торгового порта Усть-Луга, строительство линейных дизельных ледоколов, строительство универсального атомного ледокола;

внутренний водный транспорт:

реализация проектов реконструкции канала им. Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла;

дорожное хозяйство:

строительство или реконструкция участков следующих автомобильных дорог: М-56 "Лена", "Колыма", "Вилюй", подъезд к г. Жуковский (ЛИИ им. Громова), "Восточный обход промышленной зоны г. Липецка", а также строительство и реконструкция автомобильных дорог в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани";

железнодорожный транспорт:

строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия); строительство второго пускового комплекса от ст. Нижний Бестях (правый берег) с совмещенным мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутск до ст. Якутский речной порт (левый берег);

воздушный транспорт:

реконструкция или развитие следующих аэропортов: "Шереметьево" (строительство комплекса взлетно-посадочной полосы (ВПП-3); "Внуково"; г. Махачкала; г. Владикавказ; г. Казань; г. Якутск (ИВПП-2); г. Хабаровск; "Домодедово" (ВПП-1, рулежные дорожки и места стоянки самолетов; "Домодедово" (вторая летная зона); г. Петрозаводск; г. Архангельск; г. Минеральные Воды; г. Волгоград; г. Казань; г. Киров; г. Нижний Новгород; г. Екатеринбург.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

В период 2012 - 2014 гг. прогнозируется закупить более 2,5 тыс. единиц тягового подвижного состава (тепловозы, электровозы), более 3 тыс. единиц пассажирских вагонов и мотор-вагонного подвижного состава, 96,5 тыс. грузовых вагонов, увеличить мощности морских портов на 146 млн. тонн грузов в год, обновить парк воздушных судов на 128 единиц за счет приобретения авиационной техники российского производства, построить и реконструировать порядка 8 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения.

Темпы роста инвестиций в среднесрочный период будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом и другие.