Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

5. Институциональные преобразования в экономике. Посткризисные и модернизационные процессы.

5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ.

ПОСТКРИЗИСНЫЕ И МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

Важной задачей является продолжение реформирования системы государственного управления в рамках реализации федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261, а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по ее реализации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р.

В рамках реализации указанной концепции предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, совершенствование системы государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования в области профессиональной деятельности, организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах, оптимизацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий, обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, внедрение системы оценки регулирующего воздействия, развитие механизмов досудебного обжалования.

В рамках совершенствования системы государственного стратегического планирования будет продолжено развитие механизмов управления, ориентированного на результат, в первую очередь, разработка и реализация государственных (муниципальных) программ, осуществляемых в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года N 588.

Государственные программы будут охватывать все сферы деятельности органов исполнительной власти и соответственно большую часть бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интегрировать регулятивные и финансовые инструменты для достижения целей госпрограмм.

Будет создана система проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Важным направлением совершенствования системы государственного управления станет совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд, включая формирование федеральной контрактной системы, предусматривающей совершенствование механизмов обоснования начальных цен государственных контрактов, повышение эффективности механизмов контроля и оценки результатов исполнения контрактов.

В рамках реформирования системы государственных и муниципальных учреждений будет обеспечена полномасштабная реализация положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, предусматривающих переход к внедрению государственных и муниципальных заданий, расширение самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.

Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. В 2012 - 2014 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.

Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления в 2012 - 2014 гг., включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).

2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будут осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р.

3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.

4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.

Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2012 - 2014 гг. станет создание международного финансового центра и формирование современной и эффективной Национальной платежной системы, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", предусматривающей расширение сферы безналичного оборота и повышение устойчивости российского финансового сектора.

Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет осуществляться в соответствии со Стратегией развития банковского сектора на период до 2015 года, разработанной Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в 2011 г., по следующим направлениям:

совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства Российской Федерации и создание иных условий, обеспечивающих возможности рационального ведения бизнеса, более эффективную защиту частной собственности и развитие конкуренции на всех сегментах финансового рынка;

формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий, развитии системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий, включая мероприятия по созданию международного финансового центра в Российской Федерации;

повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях;

совершенствование банковского регулирования и банковского надзора, прежде всего путем развития в них содержательной составляющей и приведения правовых условий и практики их осуществления в соответствие международным стандартам. Такая работа должна дополняться формированием системы регулирования и надзора (контроля) за деятельностью всех организаций, оказывающих финансовые услуги, исходя из принципа пропорциональности предъявляемых требований системной значимости организаций и уровню принимаемых ими рисков;

обеспечение финансовой стабильности.

В рамках развития страхового сектора будет организована работа по выполнению мероприятий, предусмотренных Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 года, утвержденной поручением Правительства Российской Федерации в 2008 г., включая совершенствование подходов к регулированию отношений в сфере обязательного страхования; определение механизмов взаимодействия государства и страховых организаций в целях возмещения ущерба; защиту прав потребителей страховых услуг; совершенствование отчетности, повышение эффективности управления рисками, совершенствование процедур страхового надзора.

В целях повышения сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации принят Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающий увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, с двух до трех дней, а также переход на исчисление пособий по временной нетрудоспособности и материнству исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Для обеспечения постепенного перехода к новому порядку исчисления пособий принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предоставляющий застрахованным лицам возможность выбора в 2011 - 2012 гг. наиболее выгодного варианта расчета указанных пособий.

Данные меры ведут к соответствующим изменениям размеров указанных пособий гражданам.

В то же время в результате замены единого социального налога обязательными страховыми взносами и отказа от регрессивной шкалы и существующих льгот возросла финансовая нагрузка на экономику.

В связи с этим предусмотрен переходный период с пониженными тарифами страховых взносов для ряда плательщиков взносов (сельскохозяйственные организации; организации - резиденты технико-внедренческих экономических зон; организации, использующие труд инвалидов; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; малые предприятия, создаваемые при вузах и научных центрах; организации, использующие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в производственной и социальной сферах; организации, получившие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", средств массовой информации). Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг. предусмотрены положения о снижении на 2012 - 2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов, а также о необходимости подготовки в 2012 году комплексных предложений по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.

Таким образом, во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет проводиться разработка указанных предложений.

В 2012 - 2014 гг. будет продолжена работа, направленная на модернизацию системы социальной защиты на основе повышения уровня предоставляемых гарантий за счет более эффективного использования направляемых на эти цели средств посредством последовательной реализации принципов адресности социальной помощи, предоставления в рамках взаимных обязательств получателя помощи и государства возможности более полной реализации трудового потенциала и активизации иных адаптивных возможностей получателя социальной помощи, привлечения некоммерческих организаций в социальную сферу при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на работодателя и уровня расходов бюджетной системы.

Продолжится работа по введению в субъектах Российской Федерации системы социального контракта при оказании государственной социальной помощи малоимущим.

В целях упорядочения системы социального обслуживания, соблюдения социальных норм и нормативов в каждом регионе будут разработаны перспективные схемы развития и размещения учреждений социального обслуживания, а в действующее региональное законодательство о социальном обслуживании внесены эффективные нормы, способствующие повышению уровня безопасности нахождения граждан в социальных учреждениях и закрепляющие ответственность руководителей за эту работу.

В субъектах Российской Федерации будут утверждены программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, включающие мероприятия по развитию социального обслуживания данной категории граждан.

В 2012 - 2014 гг. будет продолжено осуществление мероприятий по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства. Будут проводиться мероприятия по оздоровлению и отдыху детей, в первую очередь находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продолжится работа по законодательному урегулированию порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии.

В целях обеспечения ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 - 2014 гг. продолжится подготовка нормативных правовых документов для ратификации Конвенции и ее последующей реализации, приведение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав инвалидов в соответствие международным стандартам.

В целях интеграции инвалидов в общество, повышения качества их жизни, полноценного участия в жизни страны в 2012 - 2014 гг. будет реализовываться государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175. Программа определяет механизм создания условий для обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг: разработку методов обеспечения доступности, финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по обеспечению доступности, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ по обеспечению доступности, а также предоставление субсидий общественным организациям инвалидов на реализацию программ по созданию рабочих мест для инвалидов. В федеральном бюджете на реализацию указанной государственной программы предусмотрено в 2012 - 2013 гг. по 2,3 млрд. рублей ежегодно, в 2014 году - 10 млрд. рублей.

Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов предусматривается совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусматривающая переход на новые классификации и критерии осуществления медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, разработку технологий организации и проведения медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, основанных на внедрении электронного документооборота, развитие инфраструктуры реабилитации инвалидов и совершенствование механизма организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Целями концепции являются повышение качества, объективности, доступности и эффективности медико-социальных экспертных и реабилитационных услуг, приведение принципов и механизмов их осуществления в соответствие требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов.

Для формирования институциональной среды инновационного развития необходимо осуществить ряд мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Указанные меры должны включать развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.

В 2012 - 2014 гг. реализация государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в основном будет осуществляться через федеральную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства" (далее - программа), реализуемую Минэкономразвития России, в рамках которой планируется создать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства.

Программа направлена на формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной налоговой среды, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике России, снижение административных барьеров и упрощение доступа малых и средних предприятий к коммунальной и тепловой инфраструктуре.

Учитывая, что развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных задач развития экономики Российской Федерации, при реализации программы выделены две основные цели:

- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;

- формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

При реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства выделены следующие приоритетные направления:

- поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий (гранты, субсидии на компенсацию затрат при участии в выставочных мероприятиях, оказание консультационной поддержки при центрах координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства);

- поддержка инновационных предприятий (гранты, финансирование за счет средств региональных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций);

- модернизация производственных активов (реализация мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, и внедрение энергосберегающих ресурсов, расширение механизмов лизинга при закупке нового оборудования);

- повышение доступности кредитных ресурсов (расширение охвата деятельности региональных гарантийных фондов и микрофинансовых организаций, реализация программы ОАО "МСП-Банк" через банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки предпринимательства);

- создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (создание бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коммерциализации технологий, территориальных промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров субконтрактации);

- стимулирование предпринимательской активности (предоставление грантов начинающим предпринимателям, комплекс мер по профессиональной переподготовке предпринимателей и работников, занятых на малых и средних предприятиях, формирование предпринимательских навыков у молодежи).

Одновременно с реализацией мер финансовой и имущественной поддержки планируется внесение в законодательство изменений, направленных на упрощение ведения предпринимательской деятельности, налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также изменения, позволяющие значительно увеличить число помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа.

В целях создания условий для развития инвестиционного климата Российской Федерации, привлечения иностранных инвесторов и сопровождения инвестиций в экономику страны деятельность Правительства Российской Федерации будет сосредоточена на следующих направлениях:

разработка нормативно-правовых актов, направленных на формирование и совершенствование системных мер по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации;

информационное сопровождение иностранных инвесторов об инвестиционном климате Российской Федерации и возможностях инвестирования в Россию;

создание комфортной среды для иностранцев;

содействие иностранным компаниям в локализации производств на территории России;

совершенствование системы технического регулирования (реформа законодательства в сфере охраны труда, промышленная безопасность);

взаимодействие с иностранными компаниями и органами власти зарубежных государств в части активизации двустороннего инвестиционного сотрудничества;

содействие в организации ключевых российских и международных экономических и инвестиционных форумов, семинаров и конференций.

Будет продолжена работа по совершенствованию налогового законодательства.

В электроэнергетической отрасли продолжается формирование нормативной правовой базы для функционирования целевой структуры отрасли. В части функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) утверждены правила оптового рынка электрической энергии (мощности) (Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года). Продолжается работа по разработке целевых правил розничного рынка электрической энергии.

В части электросетевого комплекса значительная часть территориальных сетевых компаний (дочерние общества ОАО "Холдинг МРСК" и другие) переведены на методы долгосрочного регулирования, в том числе на метод доходности инвестированного капитала. В дальнейшем (с 1 января 2012 года) планируется перевод всех компаний электросетевого комплекса на долгосрочные методы регулирования. Также проводится работа по совершенствованию регулирования сетевых компаний в части повышения эффективности их операционной и инвестиционной деятельности.

С 1 января 2011 г. существенно снижена плата за технологическое присоединения к электрическим сетям в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Правительством Российской Федерации утверждены новые правила технологического присоединения населения и субъектов малого бизнеса к электрическим сетям. В новых правилах установлен запрет сетевой организации отказывать в технологическом присоединении к электросетям потребителям с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 100 кВт включительно, предусмотрен льготный порядок оплаты услуг по технологическому присоединению, правила устанавливают четкие пределы разграничения обязательств потребителя и сетевой организации при выполнении мероприятий по технологическому присоединению.

В 2012 году будет продолжен переход электросетевых компаний на регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию с применением метода доходности инвестированного капитала.

В сфере жилищно-коммунального обслуживания утверждена Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092. Программа включает комплекс мероприятий, в том числе предусматривающий: повышение инвестиционной привлекательности отрасли, создание институтов развития, преодоление существенных отраслевых ограничений в части совершенствования и устранения избыточных полномочий органов регулирования организаций коммунального комплекса, вовлечение в сферу водоснабжения независимых коммерческих управляющих, в том числе с применением концессионного механизма, социально-ориентированные проекты. Указанный комплекс обеспечит условия для устойчивого и динамичного развития отрасли водоснабжения.

Также принят Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определяющий основы регулирования в сфере теплоснабжения. В 2012 году планируется завершить разработку нормативных подзаконных актов, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В целом предполагается продолжить осуществление перехода организаций коммунального комплекса и субъектов естественных монополий на метод долгосрочного регулирования. С этой целью разрабатываются поправки в законодательство о регулировании тарифов, обеспечивающие переход организаций коммунального комплекса и теплоснабжающих организаций к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Это позволит реализовать мероприятия по повышению эффективности регулируемых организаций, которые окупаются в течение нескольких лет. Применение долгосрочных тарифов также позволит организациям коммунального комплекса и субъектам естественных монополий привлечь необходимые инвестиции на реконструкцию существующих и строительство новых объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В целях привлечения значительных объемов инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль будет продолжено совершенствование законодательства о концессионных соглашениях. Концессионные соглашения являются одним из наиболее эффективных механизмов государственно-частного партнерства с точки зрения привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты государства.

Продолжается работа по устранению перекрестного субсидирования, которое искажает поведение потребителей, стимулируя неэффективное потребление товаров и услуг регулируемых организаций. Попытки избежать завышенных платежей стимулируют потребителей к технологически неэффективным решениям. Также перекрестное субсидирование затрудняет реализацию мероприятий по реформированию системы регулирования.

Особые экономические зоны. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 24 особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) четырех типов: 4 технико-внедренческие, 4 промышленно-производственные, 13 туристско-рекреационные, 3 портовые.

Площадь земельных участков, переданных резидентам ОЭЗ в аренду и в собственность, за первое полугодие 2011 г. увеличилась на 29,3 га (за 2010 г. - 31 га) и составляет 887,7 га, из которых передано в аренду 839,4 га, в собственность - 48,2 гектар.

Затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ за первое полугодие 2011 г. превысили 12,77 млрд. рублей (нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ - 63 млрд. рублей), в том числе средства федерального бюджета - 3,5 млрд. рублей (36,3 млрд. рублей) и средства региональных бюджетов - 9,27 млрд. рублей (26,7 млрд. рублей).

В первом полугодии текущего года затраты на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ всех типов более чем в 2,5 раза выше, чем затраты за 2010 г., при этом из федерального бюджета на указанные цели было потрачено средств на 27% меньше. Увеличение средств на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ обусловлено улучшением исполнения субъектами Российской Федерации своих обязательств по участию в создании объектов инфраструктуры ОЭЗ в соответствии с утвержденными перечнями объектов такой инфраструктуры.

В ОЭЗ всех типов за первое полугодие 2011 г. зарегистрировано 18 резидентов ОЭЗ, 13 резидентов лишено статуса резидентов ОЭЗ (нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ - 263 резидента). Резидентами ОЭЗ осуществлено инвестиций в объеме 4,4 млрд. рублей (36,3 млрд. рублей). Объем произведенной продукции и услуг на территориях ОЭЗ за первое полугодие 2011 г. составил 8,5 млрд. рублей (45,7 млрд. рублей), в ОЭЗ создано резидентами около 695 рабочих мест (нарастающим итогом около 6652 рабочих мест). На территориях ОЭЗ резидентами построено и введено в эксплуатацию 7 объектов производственной и инновационной инфраструктуры ОЭЗ.

Наблюдается снижение динамики роста основных показателей эффективности деятельности ОЭЗ (объем инвестиций резидентов ОЭЗ, объем производства резидентов ОЭЗ), что обусловлено, в том числе, завершением этапа строительства производственных объектов основных крупных резидентов ОЭЗ и неполной загрузкой введенных в эксплуатацию производственных мощностей.

Основные параметры прогноза развития особых экономических зон в Российской Федерации в целевом варианте на период 2012 - 2014 гг. характеризуются следующими данными.