Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Показатели развития производства машиностроительного комплекса

Показатели развития производства машиностроительного

комплекса, %

Показатель

2010 отчет

2011 оценка

Прогноз

2014 к 2010, %

2012

2013

2014

Производство машин и оборудования

112,2

110,4

107,3

108,9

110,3

142,3

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

122,8

106,5

106,9

107,2

106,4

129,9

Производство транспортных средств и оборудования

132,2

125,3

110,2

112,3

111,4

172,7

Эффективная реализация данных мероприятий в сочетании с конкурентными преимуществами отдельных секторов в 2012 - 2014 гг. будет способствовать увеличению объемов производства в машиностроительном комплексе по всем товарным сегментам, что в отдельных случаях приведет к достижению докризисного уровня производства к 2013 и 2014 годам. При этом динамика объемов производства машин и оборудования по ряду товарных позиций будет характеризоваться опережающими темпами роста по сравнению с ростом экономики в целом.

Принимая во внимание указанные факторы, в 2012 - 2014 гг. по отдельным товарным позициям будет отмечаться увеличение доли продукции российского производства на внутреннем рынке, что обусловлено как эффективной реализацией таможенно-тарифной политики в отношении импортируемой продукции в совокупности с реализацией мер Правительства Российской Федерации по стимулированию спроса на отдельные товары российского производства, так и повышением конкурентоспособности данных товаров.

При этом на фоне увеличения инвестиционной активности, учитывая указанные ограничения развития высокотехнологичных секторов экономики, увеличение объемов импорта в целом по машиностроительному комплексу будет характеризоваться более высокими темпами роста, чем развитие внутреннего производства машиностроительной продукции, в связи с чем физический объем импорта товаров для инвестиционного спроса в 2014 году относительно уровня 2010 года может увеличиться в 2,2 раза.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе существуют риски снижения указанных темпов развития секторов машиностроительного комплекса, связанные с:

изменением внутренней и внешней рыночной конъюнктуры при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и формировании Единого экономического пространства;

завершением реализации ряда мер государственной поддержки стимулирования спроса на продукцию отдельных секторов машиностроительного комплекса и основной деятельности высокотехнологичных предприятий (например, в части автомобилестроения);

низкой эффективностью мероприятий, направленных на развитие производства импортозамещающей продукции;

сдерживанием процессов развития механизмов реализации продукции, в том числе в части кредитования и лизинга;

ограничениями развития производства отдельных видов машин и оборудования;

снижением ценовой дифференциации между импортной и российской продукцией.

Данные риски могут привести к снижению динамики развития машиностроительного комплекса, в связи с чем индексы развития производства в 2014 году относительно уровня 2010 года могут уменьшиться в части производства машин и оборудования с 142,3% до 133,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - с 129,9 до 126,8%, транспортных средств и оборудования - со 172,7 до 144,7 процента.