Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Распределение созданных рабочих мест в 35 моногородах по видам экономической деятельности

Распределение созданных рабочих мест в 35 моногородах

по видам экономической деятельности, % <*>

--------------------------------

<*> По данным субъектов Российской Федерации.

Рисунок (не приводится)

Основной целью реализации программ является вовлечение в предпринимательскую деятельность максимально возможного круга лиц, поэтому на первом этапе реализации программных мероприятий 35 - 40% всех средств направляется на предоставление грантов начинающим предпринимателям.

Из 2146 грантов 229 грантов (10,7%) предоставлено лицам, ранее получившим грант по программе Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных. 878 грантов (41%) предоставлено лицам младше 35 лет. Практически поровну грантов выделено мужчинам (55%) и женщинам (45 процентов).

По состоянию на 1 января 2010 г. количество безработных в 35 моногородах составляло 90572 человек, на 1 января 2011 г. количество безработных сократилось до 53888 человек (по данным субъектов федерации), то есть снизилось почти на 40 тыс. человек.

Благодаря реализации муниципальных программ создано 10612 рабочих мест, сохранено 13994 рабочих мест. Таким образом, снижение уровня безработицы более чем на 25% обусловлено развитием малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП оказывается в рамках Программы с 2005 года. За период с 2005 по 2009 год поддержка малых компаний-экспортеров за счет бюджетов всех уровней составила 391,6 млн. рублей, помощь оказана небольшому кругу компаний-экспортеров - 575, расположенных в 36 субъектах Российской Федерации.

В целях стимулирования развития малых и средних предприятий-экспортеров Правительством Российской Федерации принято Постановление "О дополнительных мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта", в соответствии с которым выделено дополнительно 2 млрд. рублей. Для вовлечения большего количества регионов в реализацию данных мероприятий установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации и федерального бюджета в пропорциях 5/95 процентов соответственно.

Указанные средства направлены на:

- компенсацию расходов по сертификации товаров, получению лицензий, необходимых для экспорта;

- софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом;

- компенсацию расходов по уплате процентов по экспортным кредитам;

- компенсацию расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности;

- субсидирование части затрат субъектов МСП при разработке фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

В 2010 г. средства на данное мероприятие были выделены только в IV квартале, в 2011 году, по оценкам Минэкономразвития России, поддержку за счет бюджетов всех уровней смогут получить до 2 тыс. экспортно-ориентированных субъектов МСП.

В комплексе мероприятий поддержки малых предприятий-экспортеров с 2010 года предусматривалось создание и развитие региональных центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП. Основные направления деятельности центров: проведение маркетинговых исследований, подготовка обзоров зарубежных рынков, продвижение информации о компании за рубежом, организация встреч и переговоров с иностранными партнерами, оказание помощи в стандартизации, сертификации поставляемой продукции на экспорт, заключении экспортного контракта.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО). Решениями конкурсной комиссии Минэкономразвития России субъектам Российской Федерации, входящим в СКФО, в 2010 году перечислено более 1,6 млрд. рублей на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования расходных обязательств для субъектов СКФО в рамках Программы составил 80 процентов.

Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в округе:

- предоставление грантов начинающим на создание собственного дела - в прошлом году предоставлено 925 грантов;

- организация образовательных программ - обучение прошло 8190 человек;

- развитие системы микрофинансирования - выдано 478 микрозаймов;

- региональные гарантийные фонды - предоставлено 84 поручительства.

На 1 января 2011 г. в результате реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в СКФО создано более 3 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 4 тыс. рабочих мест. Всего в рамках реализации данного мероприятия будет создано около 9,5 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 13,8 тыс. рабочих мест.

Одним из важных мероприятий поддержки МСП является развитие лизинга оборудования субъектами МСП, которое осуществляется за счет предоставления субсидий по следующим направлениям:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом МСП процентов по лизинговым договорам;

- субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

- предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного дела - субсидии на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Поддержку получили более 2,2 тысяч предпринимателей по всей России, основными получателями поддержки стали предприниматели, работающие в отраслях обрабатывающего производства, сельского хозяйства и транспортных услуг.

Всего в рамках данного мероприятия сохранено около 54 тыс. рабочих мест и создано более 12 тыс. новых рабочих мест.

С 2005 года реализуется Программа создания сети объектов инфраструктуры МСП, включающей - сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов.

В соответствии с требованиями общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 900 кв. м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов МСП, должна составлять не менее 85% от полезной площади бизнес-инкубатора.

Для субъектов МСП в первый год аренда устанавливается в размере не более 40% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации (муниципалитетом) для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, во второй год - не более 60%, в третий - не более 100 процентов.

Наряду с льготными условиями аренды помещений резиденты бизнес-инкубаторов могут получить необходимые консультационные, маркетинговые и рекламные услуги, помощь при подготовке учредительных документов и получении кредитов, банковских гарантий и т.д.

С 2005 по 2010 год открыто и действует 93 бизнес-инкубатора общей площадью 206,3 тыс. кв. м, из которых:

- инновационных - 15 шт.;

- офисных - 39 шт.;

- производственных - 6 шт.;

- смешанных - 33 ед.

В открытых бизнес-инкубаторах на 1 января 2011 г. размещены 1456 субъектов малого предпринимательства (общая численность работников 9837 чел.) с годовым оборотом 3058999,6 тыс. рублей и объемом налоговых отчислений 305112 тыс. рублей.

За весь период реализации мероприятия по созданию и развитию бизнес-инкубаторов процесс инкубирования прошли 932 компаний и на данный момент проходят 1456 компаний.

Другой приоритетной задачей Программы поддержки малого предпринимательства является создание промышленных парков и технопарков.

По опыту зарубежных стран, создание масштабной инфраструктуры для развития промышленного производства в секторе малого и среднего предпринимательства является залогом экономического роста.

В странах с высокоразвитой и эффективно развивающейся экономикой эти проблемы решены путем создания комплексной инфраструктуры для развития производства (промышленные парки, технопарки и пр.). Это позволяет предприятиям эффективно наращивать объемы производства за счет своего расширения, компактно размещать технологически связанные предприятия на одной территории без риска столкнуться с дефицитом необходимых производственных площадей и мощностей. Сервисное сопровождение, предоставляемое предприятиям, размещенным на таких инфраструктурных комплексах, позволяет значительно снижать транзакционные издержки, получать необходимую консультационную помощь, в том числе и при выведении продукции на внешние рынки, а также эффективно решать кадровые проблемы.

В рамках мероприятия в 2007 - 2009 гг. выделялись средства из федерального бюджета на реализацию двух проектов - создание индустриального парка в Республике Татарстан и технопарка в Оренбургской области. В 2010 году конкурсной комиссией Минэкономразвития России поддержано создание промышленного парка в Белгородской области, технопарков в Пензенской области и Республике Саха (Якутия).

По итогам реализации мероприятий Программы в 2009 году создано более 8600 новых субъектов предпринимательства, 100 тыс. новых рабочих мест и сохранено 300 тыс. рабочих мест; в 2010 году в субъектах Российской Федерации создано порядка 140 тысяч и сохранено порядка 370 тысяч рабочих мест.

Достижение указанных результатов стало возможным в том числе за счет значительного финансирования из федерального бюджета. На реализацию государственной программы поддержки МСП в Федеральном законе от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" расходы на государственную поддержку МСП в 2012 - 2013 гг. определены в значительно меньших объемах:

- 2012 год - 10 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную поддержку МСП, 6 млрд. рублей - капитальные расходы);

- 2013 год - 5,8 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную поддержку МСП, 1,8 млрд. рублей - капитальные расходы).

С целью сохранения высоких результатов по занятости населения Правительством Российской Федерации дано поручение по сохранению объемов финансирования программы развития малого и среднего предпринимательства в 2012 - 2013 годах на уровне 2011 года.

Такой темп финансирования позволит сохранить показатели вновь созданных и сохраненных рабочих мест.