Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Структура промышленного производства в ценах 2010 года

Структура промышленного производства в ценах 2010 года, %

Отрасли промышленности

2010 отчет

2011 оценка

2012

2013

2014

прогноз

Промышленность - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

ТЭК

44,7

43,5

42,7

41,7

40,6

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

19,4

18,7

18,3

17,7

17,2

Производство кокса и нефтепродуктов

12,4

12,3

12,3

12,0

11,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12,9

12,5

12,2

12,0

11,7

Потребительский комплекс

12,1

12,0

11,9

11,8

11,7

Пищевая промышленность

11,3

11,2

11,1

11,0

10,9

Легкая промышленность

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

Отрасли инвестиционного спроса

15,7

17,1

17,9

18,9

19,9

Производство строительных материалов

2,9

2,9

3,1

3,2

3,3

Машиностроение

12,8

14,2

14,9

15,8

16,7

Отрасли промежуточного спроса

24,4

24,4

24,5

24,7

25,0

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

2,7

2,8

2,7

2,7

2,7

Лесопромышленный комплекс

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Химический комплекс

6,7

6,9

7,1

7,3

7,6

Металлургия

12,0

11,8

11,7

11,7

11,8

Прочие производства

3,1

3,0

2,9

2,9

2,8

В целом по промышленности в 2012 - 2014 гг. рентабельность вырастет незначительно по отношению к 2011 году. При этом в наиболее энергоемких производствах ситуация (строительные материалы, металлургия) может ухудшаться в связи с опережающим ростом цен на энергоносители и проектируемой умеренной конъюнктурой на мировых рынках. В целом в обрабатывающих производствах ситуация незначительно улучшится. Обрабатывающие отрасли, ориентированные на конечный спрос и сталкивающие с сильной иностранной конкуренцией, в прогнозный период будут находиться в условиях относительного дефицита собственных средств и остро нуждаться во внешних источниках, как государственных, так и заемных.

Перспективы развития промышленного производства в среднесрочной перспективе будут определяться не только параметрами улучшения ценовой конкурентоспособности и снижения издержек, но в первую очередь интенсивностью освоения новых технологий выпуска новой продукции. Решению данной задачи будут способствовать реализуемые Правительством Российской Федерации программные меры, направленные на модернизацию и диверсификацию национальной экономики.

Реализация промышленной политики и политики увеличения конкурентных преимуществ российской продукции включает в себя совершенствование действующих мер таможенного и тарифного регулирования, субсидирования технологического перевооружения предприятий и стимулирования спроса (госзаказ, поддержка спроса на автомобили и сельхозтехнику и др.). Новое качество промышленная политика и политика конкурентоспособности приобретет с началом реализации с 2013 года государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а также пакета программ развития ведущих высокотехнологичных секторов.

Предполагается реализация отдельных государственных программ (включающих и соответствующие ФЦП) по развитию медицинской и фармацевтической промышленности, авиастроения, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности и космического комплекса. В целях обеспечения инновационной составляющей промышленного развития и развития государственно-частного технологического партнерства решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям утверждено 28 технологических платформ по различным научно-техническим направлениям.

Реализация технологических платформ позволит объединить усилия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) в определении инновационных вызовов, разработке необходимой стратегической программы исследований, определении путей реализации этой программы и внедрении соответствующих результатов в производство.

В целях ускорения инновационного развития ведущих секторов национальной экономики, повышения глобальной конкурентоспособности национальных компаний и стимулирования спроса на результаты коммерциализации научной деятельности утверждаются программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий.

Программы инновационного развития формируются на среднесрочный период (5 - 7 лет) и направлены на комплексное улучшение основных показателей эффективности производственных процессов (снижение себестоимости и улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции, повышение энергоэффективности, улучшение экологической составляющей, повышение производительности труда).

К настоящему времени утверждено 46 инновационных программ в ведущих секторах экономики.

Задача обеспечения модернизации основных фондов и технологического развития секторов национальной экономики потребует масштабных инвестиций в реальный сектор. Согласно экспертным оценкам ожидаемый объем инвестиций в основной капитал в промышленности составит 20,8 трлн. рублей (2011 - 2014 годы). Объем средств федерального бюджета, зарезервированных на цели поддержки отдельных секторов промышленности, на аналогичный период составляет свыше 1 трлн. рублей. В качестве дополнительного источника инвестиций в реальный сектор могут быть привлечены средства государственных институтов развития, совокупный объем капитала которых в настоящее время оценивается порядка 1,2 трлн. рублей.

Таким образом, предполагается, что в среднесрочной перспективе реализация мер по модернизации и диверсификации национальной экономики позволит заложить основы устойчивого многофакторного развития промышленности.