Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Железнодорожный транспорт

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2010 году снизился относительно 2009 года (91,8%), в том числе в дальнем следовании - 98%, в пригородном сообщении - 73,4 процента. По оценке ОАО "РЖД", в пригородном сообщении объективной причиной снижения пассажирооборота является изменение порядка оформления проездных документов федеральным льготникам и проблема безбилетников. Падение перевозок в дальнем сообщении обусловлено, прежде всего, оттоком пассажиров на другие виды транспорта.

Железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании находятся под сильным конкурентным давлением со стороны воздушного транспорта, а на пригородных маршрутах со стороны автомобильного транспорта. В среднесрочный период конкуренция обострится, а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики.

В качестве основного достижения 2010 года в области железнодорожного транспорта следует отметить дальнейшее развитие скоростного движения. В 2010 году увеличена интенсивность движения высокоскоростных поездов "Сапсан", а также открыто международное скоростное сообщение между Россией и Финляндией по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки с использованием скоростных поездов "Аллегро". В целом за первый год (с 17 декабря 2009 г.) поездами "Сапсан" перевезено более 1 млн. 860 человек. Заполняемость поездов приближается к 90 процентам. В 2011 году планируется перевезти поездами "Сапсан" уже более 2 млн. человек. В среднесрочный период планируется дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения.

Скоростное сообщение вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг, в перспективе - появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие скоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены и находятся под сильным влиянием внешнеэкономической конъюнктуры.

Основной тенденцией сегмента пригородных железнодорожных перевозок на период до 2014 года станет его дальнейшее реформирование (создание пригородных пассажирских компаний, создание системного порядка формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров).

Кроме того, планируется существенная модернизация вокзальных комплексов, а также обновление подвижного состава.

Следует отметить важный риск для всех видов транспорта - террористическую угрозу. С целью нивелирования данного риска с 2010 года начата реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в рамках которой предусмотрены мероприятия по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта. К 2013 году количество защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям транспортной безопасности, достигнет 76,7 процента.