Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Инвестиции

Одним из источников устойчивого экономического роста субъектов Российской Федерации в прогнозный период будет стабилизация притока инвестиций.

Полностью преодолеть существенный инвестиционный спад 2009 года большинство регионов к началу прогнозного периода не смогут, но с учетом инвестиционных планов субъектов экономической деятельности при поддержке со стороны органов государственной власти, среднесрочный прогнозный период станет для превалирующего большинства субъектов Российской Федерации периодом активного восстановления инвестиционной привлекательности и наращивания объема инвестиций в основной капитал.

Для большинства регионов, и прежде всего промышленно развитых регионов Приволжского и Центрального федерального округа, положительное влияние окажут государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности.

В прогнозный период в регионах продолжится проведение мероприятий по содействию инвесторам в завершении начатых инвестиционных проектов, прежде всего, имеющих инновационную составляющую, по привлечению новых инвесторов в целях концентрации инвестиционных ресурсов на наиболее перспективных направлениях, создающих базу для дальнейшего развития экономики регионов.

Важным фактором поддержки деятельности инвесторов в субъектах Российской Федерации в прогнозный период должен стать созданный в 2011 году в соответствии с решением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева институт инвестиционных уполномоченных в федеральных округах. Указанный институт закрепляет за соответствующими заместителями полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах регламент оперативного рассмотрения вопросов, возникающих у инвесторов, и направлен на решение актуальных проблем в инвестиционной сфере регионов.

Сохранят в 2011 - 2014 гг. свою инвестиционную привлекательность для крупных частных инвесторов регионы сырьевой специализации Урала, Сибири и ряд регионов Северо-Запада.

Для регионов Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов существенную роль при формировании совокупных инвестиций в прогнозный период будут играть привлеченные средства, в том числе за счет федерального бюджета.

Капитальные вложения, предусматриваемые в федеральном бюджете, будут направлены в основном на строительство объектов транспортного комплекса, объектов социального назначения, коммунального и жилищного строительства.

Десятку лидеров, формирующих более 40% общероссийского объема инвестиций, на начало прогнозного периода составляют Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская, Свердловская, Ленинградская области, г. г. Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Начиная с 2012 года, Красноярский край покинет первую десятку регионов с наибольшим объемом привлеченных инвестиций, уступая в 2012 году место Республике Коми, а в 2014 году - Республике Саха (Якутия).

Среди федеральных округов Российской Федерации наибольший объем инвестиций в прогнозный период будет неизменно формировать Центральный федеральный округ - 21,2 - 21,5% от совокупного объема инвестиций по стране.

Наименьшую долю общероссийского объема инвестиций в основной капитал и на начало, и на конец прогнозного периода будет формировать Северо-Кавказский федеральный округ (менее 4% от общероссийского объема), а среди субъектов Российской Федерации - республики Северная Осетия - Алания, Тыва, Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ (в совокупности менее 1% от общероссийского объема инвестиций).

Ежегодный спад инвестиций в течение 2012 - 2014 гг. прогнозируется в Южном федеральном округе за счет снижения притока инвестиций на территорию Краснодарского края. Сокращение инвестиционной деятельности будет связано с запланированным поэтапным завершением подготовки и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году.

Отрицательная динамика проявится также в Северо-Западном федеральном округе в 2013 году (94,5% к 2012 году), что будет обусловлено плановым сокращением инвестиционных вложений в Республике Коми.

Ежегодное наращивание темпов роста инвестиций прогнозируют 20 регионов и два федеральных округа - Дальневосточный (с 108,4% в 2011 году до 121,7% в 2014 году к предыдущему году) и Центральный (с 103,6% до 107,7 процентов).

Достичь величины ежегодного прироста инвестиций в основной капитал в 10% и более в течение всего периода 2011 - 2014 гг. смогут Республика Дагестан, Алтайский, Ставропольский края, Новосибирская область, увеличивая к 2012 году совокупный объем инвестиций на своей территории более чем в 1,2 раза по сравнению с уровнем 2010 года, а к 2014 году - в 1,5 раза и более.

К концу прогнозного периода наибольшего превышения уровня 2010 года достигнут Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, которые к 2012 году превысят уровень 2010 года на 18,5% и 29,7% соответственно, а к 2014 году - более чем в 1,5 раза.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшую интенсивность привлечения инвестиций будут демонстрировать Республика Саха (Якутия) и Тамбовская область, в которых объем финансовых вложений в основной капитал будет ежегодно увеличиваться более чем на 20%, а к 2014 году превысит уровень 2010 года в 3 раза и 2,2 раза соответственно.

Осуществление в прогнозный период проекта по поиску и разведке месторождений нефти на Примагаданском шельфе Охотского моря, на реализацию которого необходимы инвестиции в объеме 107,1 млрд. рублей, сможет обеспечить увеличение совокупного объема инвестиций на территорию Магаданской области в 7 раз по сравнению с 2010 годом. Однако начало реализации указанного проекта может быть отсрочено и выйти за пределы прогнозного периода. В этом случае положительная динамика инвестиционной деятельности в области сохранится, однако многократного увеличения ее объемов не произойдет.

Превысить физический объем инвестиций 2010 года более чем в 2 раза к концу прогнозного периода удастся также республикам Тыва, Коми, Костромской и Калининградской областям, Еврейской автономной области. Среди проектов, определяющих в перечисленных регионах увеличение инвестиционного притока, выделяются строительство магистрального газопровода Бованенково - Ухта в Республике Коми, а также проекты по активному освоению минерально-сырьевой базы Республики Тыва (месторождений полиметаллических руд, рудного золота, меди, молибдена).

К 2012 году прирост инвестиций относительно уровня 2010 года будет отмечен в 80 субъектах Российской Федерации, в том числе в 26 из них прирост составит более 25 процентов. По итогам 2012 года лидировать по интенсивности притока инвестиций будут Республика Коми (объем инвестиций увеличится в 2012 году в 2,7 раза к 2010 году), Чеченская Республика (в 1,8 раза), Вологодская область (в 1,9 раза), Еврейская автономная область (в 1,8 раза).

В 2014 году количество регионов, нарастивших физический объем инвестиций по сравнению с 2010 годом, снизится до 78. Из регионов, сохранивших положительную динамику, прироста на 25% и более относительно базового года достигнут 54 субъекта Российской Федерации, 25 из них увеличат объем инвестиций в основной капитал более чем в 1,5 раза.

Не удастся добиться прироста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2010 годом ни в 2012 году, ни в 2014 году только трем регионам - Республике Алтай, Хабаровскому краю и Тверской области. Причем в последнем регионе объем инвестиций сократится к 2012 году на 15%, а к 2014 году - на 24,2% в связи с завершением строительства четвертого энергоблока Калининской АЭС.

В 2014 году к числу указанных регионов присоединятся еще два субъекта Российской Федерации. Отрицательная ежегодная динамика в течение 2012 - 2014 гг. приведет Краснодарский край и Чукотский автономный округ к концу прогнозного периода к существенному сокращению инвестиций - более чем на 20% по сравнению с 2010 годом. Вместе с тем указанное сокращение связано не с низкой инвестиционной активностью в данных регионах, а с плановыми объемами финансирования крупных проектов, существенная часть которых была освоена до начала прогнозного периода. В Чукотском автономном округе такими проектами являются разработка месторождения "Майское" и строительство транспортной инфраструктуры в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. В Краснодарском крае структура финансовых вложений тесно связана с объемом инвестиций, предусмотренных на строительство олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта.