Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Машиностроительный комплекс

В 2010 году отмечалась тенденция восстановления производства высокотехнологичной продукции после кризисных явлений 2008 и 2009 годов. Развитие машиностроительного комплекса (к которому относится производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) определялось увеличением платежеспособного спроса в секторах-потребителях продукции машиностроения (таких как топливно-энергетический, транспортный, строительный комплексы) и расходов физических лиц на товары длительного пользования. Так, рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2010 году составил 6% относительно уровня 2009 года, реальных располагаемых доходов населения - 4,1 процента.

Динамика объемов производства машин и оборудования в ряде сегментов характеризовалась опережающими темпами роста по сравнению с ростом экономики в целом в связи со значительным снижением объемов производства высокотехнологичной продукции в период кризиса 2008 - 2009 годов. При этом весомый вклад в развитие высокотехнологичного сектора экономики внесла реализация мер государственной поддержки развития российского машиностроения, которые способствовали увеличению спроса на продукцию российских предприятий и снижению финансовой нагрузки ключевых организаций при осуществлении основной деятельности и реализации инвестиционных проектов (объем средств федерального бюджета, направленных на указанные цели, в 2010 году составил более 100 млрд. рублей).

Данные общесистемные факторы обусловили улучшение условий развития машиностроительного комплекса и в совокупности с конкурентными преимуществами отдельных секторов и низкой базой 2009 года способствовали увеличению объемов производства высокотехнологичной продукции в 2010 году относительно уровня 2009 года (машин и оборудования - на 12,2%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 22,8%, транспортных средств и оборудования - на 32,2 процента).

При этом, учитывая сильное сокращение объемов производства в 2008 и 2009 годах, по итогам 2010 года достижение докризисного уровня объемов производства по ключевым позициям товарной номенклатуры машиностроительного комплекса (автомобильная, строительно-дорожная, железнодорожная, сельскохозяйственная техника, станки и другая продукция) не произошло.

На фоне стабилизации финансово-экономической ситуации в Российской Федерации в условиях увеличения платежеспособного спроса на продукцию машиностроения в совокупности с мерами государственной поддержки производственной и инвестиционной деятельности предприятий, а также стимулирования спроса на продукцию машиностроительного комплекса (объем средств федерального бюджета, направленных на стимулирование развития данного сектора экономики в 2011 году, может составить порядка 70 млрд. рублей) в первом полугодии 2011 г. также отмечается тенденция роста рынка высокотехнологичной продукции по всем товарным подклассам.

Так, например, рост объемов инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2011 г. относительно аналогичного периода 2010 года (на 2,7%) способствовал увеличению производства машин и оборудования на 11,8%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 6,5%, транспортных средств и оборудования - на 34,9%, что является одними из самых высоких темпов роста среди обрабатывающих секторов экономики. При этом объем импорта машин, оборудования и транспортных средств растет темпами, опережающими темпы роста производства (так, рост объема импорта в физическом выражении за указанный период составил 53,4 процента).

На фоне кризисных тенденций 2008 и 2009 годов уровень инвестиционной активности, потребительского спроса и финансово-экономическое состояние предприятий реального сектора экономики являются определяющими факторами развития производства высокотехнологичных товаров в течение 2010 и 2011 годов.

На развитие высокотехнологичных секторов экономики в 2008 - 2010 гг. сдерживающее влияние оказывал ряд ограничений, в том числе в части технологической отсталости ряда производств, высокой материало- и энергоемкости, низкой производительности труда, недостатка финансовых ресурсов (включая проведение НИОКР), зависимости от поставок импортных комплектующих, зависимости экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

В период 2012 - 2014 гг. развитие машиностроительного комплекса наряду с уровнем платежеспособного спроса будет определяться эффективностью реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, к которым, в частности, относятся:

повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического и кадрового потенциалов, в том числе инновационного характера (в рамках реализации федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, проектов институтов развития и государственных корпораций). Суммарный объем финансирования федеральных целевых программ в высокотехнологичных секторах экономики за счет средств федерального бюджета за период 2012 - 2014 гг. может составить более 1 трлн. рублей;

развитие совместного производства конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении);

увеличение финансирования государственного оборонного заказа и расширение военно-технического сотрудничества (объем затрат на реализацию ГОЗа к 2014 году увеличится по сравнению с 2010 годом более чем в 2,6 раза).