Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Морской транспорт

Перевозки морским транспортом составляют всего 1% общего объема перевезенных грузов и чуть более 4% коммерческого грузооборота. В 2010 году морской транспорт превзошел показатели 2008 г. по объему перевезенных грузов на 6,4%, по коммерческому грузообороту - на 19,7 процента.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому показатели его деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации. Необходимость повышения эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост провозных мощностей морского транспорта за счет увеличения тоннажа морского флота под флагом Российской Федерации, в том числе за счет повышения привлекательности Российского международного реестра судов и увеличения портовых мощностей. Так, будет продолжено строительство нового морского торгового порта Усть-Луга (прогнозируется, что общий объем грузооборота порта к 2014 году достигнет 105,1 млн. тонн (рост к 2011 году - в 1,36 раза)).

К позитивным факторам также можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшего российского пароходства ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируется по компании к 2013 году увеличить производительность труда на 20 п. п., снизить средний возраст эксплуатируемых судов до 5 лет, сократить выбросы в атмосферу на 30 п. п., сократить себестоимость производимой продукции (услуг) до уровня 92,5% относительно среднего уровня по отрасли.

Прогнозируется, что основными тенденциями в среднесрочный период для всех видов транспорта станут клиентоориентированность, повышение интермодальности перевозок (в том числе диверсификация деятельности предприятий сектора), а также внедрение новой техники и технологий. В среднесрочный период будут реализовываться инновационные программы крупных игроков рынка, например ОАО "РЖД", "Совкомфлот", "Аэрофлот" и другие.