Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

4.9. Отрасли социальной сферы

Ключевым условием политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. Модернизация экономики невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее интеллектуального потенциала, во многом определяющегося образованием.

Политика в сфере образования на период 2012 - 2014 гг. будет определяться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Среди задач, стоящих перед системой образования в прогнозный период, предусматриваются следующие основные задачи:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Для решения указанных задач в 2012 - 2014 гг. предстоит обеспечить:

достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей и молодежи;

создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;

развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов;

создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

В прогнозный период предстоит осуществить:

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, введение нормативно-подушевого механизма финансирования образовательных учреждений;

обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию на основе государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ, в том числе негосударственными организациями;

обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов.

С учетом увеличения численности детей в дошкольных образовательных учреждениях возрастет заинтересованность населения в услугах дошкольного образования.

Для решения задач в сфере дошкольного образования будут приняты меры по постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений. С целью развития конкуренции в данной сфере будет введена система муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг. Предусматривается создание условий для разделения оплаты услуг по образованию и содержанию детей.

В результате доля детей от 5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, к 2014 году составит более 85%, доля детей, получающих дошкольное образование в иных формах (в том числе в негосударственных образовательных учреждениях, семейных группах, у индивидуальных предпринимателей и др.), в общей численности детей, получающих дошкольное образование, составит более 9 процентов.

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями в прогнозный период будет иметь тенденцию к увеличению и в 2014 году составит 59% (в 2010 году - 57 процентов).

Прогнозируемая численность детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях в среднесрочный период имеет положительную динамику и составит в 2014 году 115% от уровня 2010 года.

В 2012 - 2014 гг. предусматривается модернизировать систему общего образования путем создания эффективных механизмов обновления качества общего образования, разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней общего образования.

В рамках содействия реформированию образования продолжится реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - Инициатива), направленной на обеспечение современных условий получения общего образования.

С целью повышения конкурентности и открытости общего образования предусматривается создание и развитие в общеобразовательных учреждениях общественно-государственных форм управления. Будет завершен переход к нормативно-подушевому механизму оплаты услуг в сфере общего образования.

Демографическая ситуация отразится на численности учащихся общеобразовательных школ, которая составит к 2014 году около 13,7 млн. школьников против 13,3 млн. школьников. в 2010 году.

Доля муниципальных образований, в которых созданы условия, обеспечивающие современное качество образования (в соответствии с установленными требованиями), к 2013 году достигнет 70% против 40% в 2011 году.

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), к 2014 году составит 60% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов против 35% в 2011 году.

Доля обучающихся в образовательных учреждениях, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, в 2014 году составит более 75% против 65% в 2011 году.

Среди основных направлений развития профессионального образования в прогнозный период предусмотрены:

оптимизация сети учреждений профессионального образования с учетом реформы бюджетных учреждений, а также приоритетов социально-экономического развития;

обеспечение деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации;

продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального образования и части учреждений среднего профессионального образования;

трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;

переход учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (не менее 50% учреждений);

осуществление государственной поддержки образовательного кредитования;

создание эффективных механизмов обновления качества профессионального образования с учетом потребности инновационного развития экономики страны, разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основе компетентностного подхода с привлечением работодателей;

создание конкурентной среды высшего образования, в том числе путем создания современной сети федеральных и национальных исследовательских университетов;

развитие системы непрерывного образования, в том числе путем поддержки механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования, а также расширение механизмов предоставления государственной поддержки переподготовки кадров высокой квалификации на федеральном и региональном уровнях, на условиях софинансирования со стороны работодателей и с учетом опыта реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

К 2014 году прогнозируется некоторое снижение уровня приема в учреждения профессионального образования по сравнению с уровнем 2010 года: начального профессионального образования - 75%; среднего профессионального образования - 94%; высшего профессионального образования - 89 процентов.

В отрасли здравоохранения будут реализовываться меры по обеспечению модернизации системы здравоохранения, более эффективному использованию имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов.

В 2012 году будет продолжена реализация мероприятий утвержденных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов:

укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов (техническая готовность указанных объектов на 1 января 2011 г. должна составлять не менее 80% фактически произведенных застройщиком затрат от сметной стоимости строительства объекта), текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Дальнейшее развитие здравоохранения будет осуществляться в среднесрочной перспективе в соответствии с изменениями демографической структуры населения в рамках реализации мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения".

Приоритетный национальный проект "Здоровье" в 2012 - 2013 гг. будет реализовываться по следующим направлениям:

Формирование здорового образа жизни.

В результате проведения коммуникационной кампании "Здоровая Россия" в 2009 году доля граждан, мотивированных на ведение здорового образа жизни из числа охваченных коммуникационной кампанией, составила 25 процентов. В 2012 - 2013 гг. будет продолжено проведение коммуникационной кампании "Здоровая Россия", на проведение которой предусмотрены ассигнования федерального бюджета в размере около 1 млрд. рублей.

Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.

Основные мероприятия данного направления:

осуществление стимулирующих ежемесячных денежных выплат медицинскому персоналу участковой службы, фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи (2012 год - 32,4 млрд. рублей, 2013 год - 32,4 млрд. рублей);

повышение профессиональной квалификации 11 тысяч врачей первичного звена здравоохранения по вопросам профилактики в 2012 - 2013 гг. (2012 год - 0,06 млрд. рублей, 2013 год - 0,06 млрд. рублей);

проведение дополнительной диспансеризации: в 2012 году - 2,3 млн. работающих граждан, в 2013 году - 2,3 млн. человек. На эти цели предусмотрено выделение средств в размере 4 млрд. рублей ежегодно. В 2013 году проведение дополнительной диспансеризации будет осуществляться в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

До 2013 года предусмотрено включение всех субъектов Российской Федерации в реализацию мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями. Будут оснащены современным медицинским оборудованием в 2012 и 2013 году по 69 учреждений здравоохранения.

В 2012 году вдоль федеральных автомобильных дорог планируется создание и оснащение медицинским оборудованием (за счет субсидий федерального бюджета) 124 травмоцентра, в 2013 году - 127 травмоцентров.

В 2012 - 2013 гг. в рамках реализации мероприятия по оказанию онкологической помощи будут включены по 13 субъектов Российской Федерации ежегодно.

В 2012 году планируется ввод в эксплуатацию 3 федеральных центров высоких медицинских технологий (в городах Барнауле, Владивостоке, Новосибирске) за счет субсидии Минздравсоцразвития России, переданной ранее в качестве имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию "Ростехнологии" для осуществления мероприятий, связанных с завершением строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий.

Уровень обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью повысится в 2012 году до 80% (высокотехнологичную медицинскую помощь получат 335 тыс. человек), в 2013 году - до 86% (369 тыс. человек) по сравнению с 60% в 2009 году.

За счет ассигнований, предусмотренных на развитие высокотехнологичной медицинской помощи, в 2012 - 2013 гг. будет дооснащено медицинским оборудованием 22 медицинских учреждения - по 11 учреждений (1 млрд. рублей) ежегодно.

С целью развития службы крови в 2011 - 2013 гг. планируется оснастить медицинским оборудованием 82 учреждения службы крови. Число доноров крови увеличится в 2013 году до 16 человек на 1 тыс. человек населения. В результате реализации мероприятий резерв цельной крови в 2013 году увеличится в 1,8 раза по сравнению с 2009 годом (до 3500 тонн).

Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

Модернизация службы родовспоможения на основе дальнейшего финансирования программы "Родовой сертификат" будет активно осуществляться.

Медицинское обслуживание в 2012 и 2013 году получат по 1730 тыс. женщин. Стоимость родового сертификата составит в 2012 году 11 тыс. рублей, в 2013 году - 13 тыс. рублей.

Реализация программы позволит сохранить жизнь до 1 тыс. детей ежегодно, сократить показатель материнской смертности на 2,5 - 3,5% в год, снизить заболеваемость новорожденных, что в дальнейшем позволит уменьшить расходы на их лечение и реабилитацию.

Федеральным бюджетом на 2011 - 2013 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство и оснащение Федерального перинатального центра федерального государственного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова", планируемого к вводу в эксплуатацию в 2014 году.

В рамках развития пренатальной диагностики будет обследовано 1,6 млн. женщин. Из федерального бюджета на реализацию указанного мероприятия будет направлено 0,7 млрд. рублей в 2011 году, 0,8 млрд. рублей в 2012 году, 0,85 млрд. рублей в 2013 году.

Мероприятиями по проведению неонатального скрининга в 2012 году планируется обследовать 1,71 млн. детей, в 2013 году - 1,7 млн. детей.

Охват аудиологическим скринингом детей первого года жизни в 2012 - 2013 гг. составит не менее 1,1 млн. детей ежегодно. В 2012 - 2013 гг. планируется в среднем проводить около 1400 кохлеарных имплантаций в год (предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 0,70 млрд. рублей на 2012 год и 0,61 млрд. рублей на 2013 год).

В рамках программы запланировано ежегодное проведение углубленной диспансеризации около 350 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

С целью раннего выявления заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, с 2011 года планируется проведение за счет средств ОМС углубленной диспансеризации 14-летних подростков. С учетом статистических данных в 2011 - 2013 гг. предполагается осмотреть 3,89 млн. подростков.

Реализацией мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела планируется проведение модернизации учреждений родовспоможения и детства:

в 2012 - 2013 гг. по 40 млн. рублей (по 2 учреждения) ежегодно;

для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации из средств ОМС планируется выделение 4,96 млрд. рублей в 2012 году (119 учреждений) и 1,96 млрд. рублей в 2013 году (47 учреждений).

Продолжится реализация мероприятий, направленных на подготовку и повышение квалификации кадров акушерско-гинекологического, неонатологического и педиатрического профиля, в 2012 - 2013 гг. планируется создание 8 обучающих симуляционных центров (по 4 в год), что позволит на 15 - 18% улучшить выхаживание новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. На эти цели из федерального бюджета выделяются средства в размере 150 млн. рублей ежегодно.

В государственной поддержке лечения бесплодия нуждаются не менее 9 тыс. пациентов ежегодно. В России выполняется в год более 25 тыс. операций экстракорпорального оплодотворения, из них за счет федерального бюджета не более 12 процентов. На реализацию мероприятий по профилактике и снижению числа абортов из средств ОМС в 2012 году будет выделено 72 млн. рублей, в 2013 году - 36 млн. рублей. На государственную поддержку лечения бесплодия из федерального бюджета ежегодно выделяется 1200 млн. рублей (проведение лечения бесплодия с применением экстракорпорального оплодотворения свыше 9600 пациентов и обеспечение рождения более 3 тыс. детей).

Для поэтапной организации в 2012 - 2013 гг. отделений хирургии новорожденных предусматривается выделение:

из федерального бюджета по 60 млн. рублей для оснащения ежегодно двух федеральных медицинских учреждений соответствующим медицинским оборудованием;

из средств ОМС 1 млрд. рублей и 1,1 млрд. рублей для оснащения 30 и 35 медицинских учреждений субъектов Российской Федерации соответственно.

С 2011 года реализуется мероприятие, направленное на создание паллиативной (хосписной) помощи тяжелобольным детям. В 2012 году планируется организовать 35 учреждений (0,4 млрд. рублей) паллиативной (хосписной) помощи детям при многопрофильных больницах в каждом субъекте Российской Федерации, в 2013 году - 45 учреждений (0,6 млрд. рублей).

К 2013 году предстоит внедрить преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций с поэтапным переходом на оплату медицинской помощи по всем статьям расходов (по полному тарифу) за счет средств обязательного медицинского страхования, а также внедрить эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат. Для медицинских организаций любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, будут обеспечены равные возможности участия в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Исполнение обязательств государства по обеспечению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации будет осуществляться также на основе:

создания к 2013 году единой системы персонифицированного (индивидуального) учета в обязательном медицинском страховании, которая в долгосрочной перспективе станет основой для стратегического планирования финансирования здравоохранения за счет средств системы обязательного медицинского страхования;

изменения порядка финансирования учреждений здравоохранения с отказом от сметной модели и переходом на их финансирование на основе государственного (муниципального) задания, а также оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования по всем статьям расходов (по полному тарифу);

улучшения кадрового потенциала отрасли за счет увеличения обеспеченности врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. человек населения с 2,8 в 2011 году до 3,2 в 2014 году, врачами-педиатрами участковыми - с 10,42 в 2011 году до 10,46 в 2014 году, врачами общей практики - с 0,72 в 2011 году до 0,8 в 2014 году.

Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения возрастет с 94,5 в 2011 году до 96 в 2014 году.

С целью повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи будут введены в действие федеральные центры высоких медицинских технологий и современные перинатальные центры в регионах Российской Федерации.

Уровень обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью планируется довести в 2014 году до 93% от потребности (406 тыс. человек).

Для сохранения параметров рождаемости планируется увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий.

В связи с переходом Российской Федерации с 2012 года на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, в практику работы учреждений родовспоможения и детства будут широко внедряться современные технологии выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, в том числе направленных на профилактику тяжелой инвалидности, а также подготовки высококвалифицированных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии. С 2012 года предусмотрена поэтапная организация отделений хирургии для новорожденных, с 2014 года - фетальной (внутриутробной) хирургии.

В целях обеспечения стабильности эпидемической ситуации по заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, будут осуществляться меры по поддержанию высоких уровней охвата населения профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок, поддержанию статуса Российской Федерации как территории, свободной от полиомиелита, реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации.

Продолжатся мероприятия по профилактике, диагностике и совершенствованию специализированной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C. Ежегодно планируется обследование не менее 22 млн. человек с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, включая их лечение и профилактику. Особое внимание будет уделяться обеспечению эффективной химиопрофилактики передачи вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) от матери ребенку, что будет способствовать рождению детей, свободных от ВИЧ. Будет продолжена работа по организации эффективной и безопасной системы транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов, совершенствование диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, по поставке диагностического оборудования в учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации.

За счет реструктуризации и повышения эффективности использования коечного фонда стационаров предусматривается распределение коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса, а также развитие восстановительного лечения и долечивания в условиях санаторно-курортных учреждений.

Начиная с 2013 года, в 15 субъектах Российской Федерации планируется создание и организация деятельности отделений (кабинетов) медицинской реабилитации, что позволит сократить сроки восстановления утраченного здоровья и повысить эффективность использования коечного фонда в стационарах.

Предполагается развивать дневные стационары, в которых обеспеченность местами на 10 тыс. человек населения возрастет с 15,5 мест в 2011 году до 15,65 мест в 2014 году.

Продолжится совершенствование государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а также лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Получит дальнейшее развитие отечественное фармацевтическое производство в рамках федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", а также реализация проектов "Медтехника и фармацевтика", одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Продолжится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере здравоохранения в рамках реализации законодательства об охране здоровья граждан.

Задача предоставления качественной медицинской помощи населению на всей территории Российской Федерации будет решаться по следующим направлениям.

Первое - исполнение обязательств государства по обеспечению государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации будет обеспечено постепенным повышением государственных расходов на здравоохранение, а также реформированием системы обязательного медицинского страхования.

Второе - осуществление структурных преобразований в системе здравоохранения предполагается через совершенствование оказания медицинской помощи, расширение организационно-правовых форм медицинских учреждений, направленных на модернизацию здравоохранения, совершенствование организационно-правовых форм учреждений здравоохранения, механизмы государственно-частного партнерства и развитие рынка добровольного медицинского страхования.

Третье - лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений.

В процессе реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" будут обеспечены права застрахованных граждан на выбор (замену) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача.

Произойдет увеличение доли медицинских организаций всех форм собственности, участвующих в оказании медицинской помощи населению, что будет способствовать созданию конкурентного рынка медицинских услуг.

До 2013 года большая часть вновь создаваемых учреждений здравоохранения будет создаваться в форме бюджетных и автономных учреждений.

Предполагается развитие государственно-частного партнерства как одного из основных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу здравоохранения.

Четвертое направление - лекарственное обеспечение населения, в том числе в лечебно-профилактических учреждениях.

В сфере физической культуры и спорта продолжится реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", в результате которой доля российских граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности возрастет с 11,6% в 2004 году до 30% в 2015 году, значительно возрастет численность тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, будет построено и реконструировано на паритетных началах с субъектами Российской Федерации свыше 3,9 тысяч физкультурно-спортивных объектов, расположенных при образовательных учреждениях и по месту жительства населения Российской Федерации.

На протяжении последних лет наблюдается стабильный рост числа систематически занимающихся физической культурой и спортом в среднем на 1,3 млн. человек. Соответственно, численность занимающихся к 2012 году может достигнуть 28,8 млн. человек, к 2014 году - 31,5 млн. человек.

Ежегодно происходит увеличение численности женщин, занимающихся физической культурой и спортом. В 2010 году данный показатель составил 9,5 млн. человек, к 2012 году предполагается увеличение до 10,6 млн., к 2014 году - до 11,7 млн. человек.

Ежегодное увеличение числа штатных работников физкультурно-спортивных организаций в среднем на 6,5 тыс. человек в год предполагает расширение штата работников к 2012 году до 324 тыс. человек, к 2014 году - до 337,5 тыс. человек.

Согласно сводным статистическим наблюдениям, по сравнению с 2009 годом в 2010 году увеличилась сеть спортивных сооружений, составив 247,9 тыс. единиц. К 2012 году она может увеличиться до 258 тысяч единиц и к 2014 году - до 267,8 тысяч единиц.

Сеть спортивных сооружений Российской Федерации способна единовременно принять 6,4 млн. человек, что составляет лишь 23,8% от норматива единовременной пропускной способности. Уровень обеспеченности спортивными залами составляет 57,9%, плавательными бассейнами - 7,9%, плоскостными спортсооружениями - 25,1% от норматива обеспеченности данными сооружениями.

В 2010 году в Российской Федерации 164,2 тыс. учреждений осуществляли физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением. В расчете на 10 тыс. населения данный показатель составляет 11,6 единиц, в соответствии с прогнозом к 2014 году данный показатель увеличится до 13,4 единиц на 10 тыс. населения.

За последние три года количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, возросло на 0,4 процента. Если в 2009 году насчитывалось 224 тыс. чел. (1,7% от общего числа инвалидов в Российской Федерации, составлявшего 12,7 млн. чел.), то в настоящее время их количество возросло до 267 тыс. человек или 2,1% от общего числа инвалидов в Российской Федерации.

При улучшении социально-экономических условий и повышении жизненного уровня населения возможен дальнейший рост показателя развития адаптивной физической культуры и спорта. Данный показатель к 2012 году планируется в фактическом исчислении в размере 510 тыс. человек, что составит 4% от общего количества инвалидов в стране, в 2013 году увеличится до 770 тыс. чел. (6%), а к 2014 году - до 1020 тыс. человек (8 процентов).

Основной задачей на 2011 - 2012 гг. для российских спортсменов по летним олимпийским видам спорта является подготовка к Играм XXX Олимпиады в г. Лондоне, что влечет за собой участие в учебно-тренировочных сборах и удачное выступление на официальных международных соревнованиях, таких как чемпионаты мира и Европы. На данных соревнованиях спортсмены набирают максимальное количество лицензий для попадания на Олимпийские игры. Подготовка членов спортивных сборных команд Российской Федерации осуществляется в соответствии с разработанными общероссийскими спортивными федерациями целевыми комплексными программами подготовки спортсменов к Олимпийским играм, планами подготовки спортивных сборных команд и индивидуальными планами подготовки спортсменов.

31 марта 2011 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ "О стипендии Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр". Сумма выплат увеличена с 15 тыс. рублей до 32 тыс. рублей.

В рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи (далее - Игры) и в соответствии с обязательствами, предусмотренными Контрактом с городом-организатором XXII Олимпийских зимних игр 2014 года, на олимпийских объектах г. Сочи запланировано проведение тестовых соревнований по каждому олимпийскому виду спорта и дисциплине, а также по паралимпийским видам спорта.

С января 2011 года реализуется комплексная программа "Обеспечение системы подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и создание условий для подготовки резерва в сборные команды Российской Федерации по зимним видам спорта к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи", которая является основным комплексным документом, охватывающим все направления подготовки российских спортсменов с целью их успешного выступления на Играх.

На реализацию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в 2012 году предусмотрено 14,2 млрд. рублей, в 2013 году - 12 млрд. рублей, в 2014 году - 11,9 млрд. рублей.

На протяжении 2010 года спрос в сфере международного туризма сохранялся на достаточно высоком уровне, несмотря на продолжающуюся неопределенность на некоторых крупных рынках, связанную со стихийными бедствиями, политическими и социальными беспорядками в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока, нарушениями воздушного движения в результате извержения вулкана в Исландии и проблематичные погодные условия в определенных регионах Европы и США в декабре.

Динамика показателей, отражающая состояние и развитие туристской отрасли в Российской Федерации, в 2010 году в целом соответствовала основным мировым тенденциям, свидетельствующим о стремлении туристского рынка к восстановлению после кризиса.

Восстанавливается рынок выездного туризма. За минувший год более 12,6 миллиона российских туристов совершили поездки за рубеж, что на 32,1% превысило показатель 2009 года.

Будут реализовываться мероприятия в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", разработанной Минспорттуризмом России.

Целью Программы является существенное повышение конкурентоспособности российского туристского рынка по обеспечению российских и иностранных туристов качественными туристскими услугами.

Наибольшая эффективность мероприятий Программы будет обеспечена за счет территориальной концентрации программных акцентов в наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма субъектах Российской Федерации, с использованием кластерного подхода, и в сочетании с проектами федерального масштаба, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

На 2011 - 2014 гг. намечена реализация первого этапа указанной федеральной целевой программы (этап пилотного внедрения), предусматривающего проведение работ по созданию отдельных наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов в нескольких отдельно взятых субъектах Российской Федерации. Будет проведена апробация на практике разработанных механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства.

В 2012 - 2014 гг. за счет реализации мер по созданию благоприятных условий для устойчивого развития туризма и привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в отрасль (бюджетных и внебюджетных средств) на условиях государственно-частного партнерства среднегодовой прирост объемов туристских услуг прогнозируется на уровне 5 процентов.

Кроме того, прогнозируется улучшение ситуации за счет ввода в действие гостиниц туристского класса (2 - 3 звезды) и повышения качества предоставляемых услуг. В 2012 - 2014 гг., по прогнозным расчетам, среднегодовой прирост объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составит 4,5 процента.

Прогноз развития сферы культуры предполагает создание благоприятных условий для дальнейшего развития сферы культуры Российской Федерации, включая в том числе: сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны; обеспечение единства культурного пространства; создание равных возможностей для жителей различных регионов страны и представителей разных социальных групп для доступа к культурным ценностям; создание условий для диалога культуры в многонациональном государстве; содействие развитию отечественной кинематографии.

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России. Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг. в качестве приоритетов бюджетных расходов в том числе определена поддержка сферы культуры.

Для дальнейшей реализации повышения доступности и качества услуг в данной сфере предполагаются следующие направления деятельности:

- создание условий для улучшения доступа граждан России к культурным благам и услугам, образованию в сфере культуры и искусства (художественному образованию), в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

- модернизация и инновационное развитие организаций культуры, в том числе путем внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий;

- обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, а также создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей доступ жителей различных регионов страны и представителей различных социальных групп (в том числе с использованием сети Интернет);

- развитие механизмов поддержки отечественной кинематографии;

- дальнейшая разработка и внедрение стандартов качества услуг в сфере культуры, обеспечивающих конституционные гарантии граждан Российской Федерации.

Важнейшей задачей государственной культурной политики Российской Федерации является не только сохранение существующего культурного потенциала, но и адаптация традиционных направлений культуры к современным условиям, стимулирование возникновения новых направлений развития культуры. Должны быть созданы стимулы для роста культурного и духовного потенциала нации, определяющего условия для формирования человеческого капитала как фактора улучшения качества жизни населения.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в прогнозный период будет обеспечение сохранности культурного достояния Российской Федерации, музейных и библиотечных фондов.

Будет реализован комплекс мер по развитию библиотечной системы. Продолжится работа по созданию национальной электронной библиотеки, а также формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки.

В целях обеспечения динамичного развития сферы культуры предусматривается развитие механизмов партнерства государства, бизнеса и организаций культуры, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе активное распространение концессионных соглашений в сфере культуры.

В 2012 - 2014 гг. будет продолжена работа по осуществлению государственной поддержки сферы культуры путем выделения грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих коллективов и организаций.

Также будут приняты меры, направленные на обеспечение сохранности и доступности объектов культурного наследия и музейных фондов, увеличение количества сведений о музейных предметах в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации до 1,2 млн., увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых занесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до 45%, доведение доли отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве объектов до 25%; на формирование нового качества библиотек, укрепление роли библиотек в формировании духовно развитой личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации, поддержку социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, равной доступности информации. Комплекс мероприятий также позволит сохранить накопленный российскими библиотеками потенциал и ускорить процессы развития библиотек на новом современном уровне, будет способствовать развитию новых информационных технологий и вхождению России в мировое информационное пространство, на качественно новом уровне предоставлять библиотечные услуги населению в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В прогнозный период не предусматривается увеличение обеспеченности населения Российской Федерации общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа и в 2014 году она останется на уровне 2011 года, составив соответственно 32 и 33 единицы на 100 тысяч населения.

В области кинематографии одним из основных стратегических направлений государственной политики является реализация мер, направленных на увеличение доли внебюджетных средств в финансировании развития отрасли, в том числе в расходах на кинопроизводство, создание экономических условий для будущего снижения объемов и удельного веса ассигнований из государственного бюджета.

Государственная финансовая поддержка в кинопроизводстве в прогнозный период будет ориентирована на поддержание производства кинопродукции в объемах, возможных в условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономики, на создание разнообразных и содержательных тематических и жанровых программ российского кино, на появление фильмов, представляющих общественную ценность для массовой зрительской аудитории.

В области архивного дела ожидается определенный рост объемов работ по улучшению физического состояния архивных документов, включая реставрацию, а также работ по созданию страхового фонда на документы Архивного фонда Российской Федерации. Все большее распространение получит практика оцифровывания архивных документов, что даст возможность получать электронные изображения документов с корректировкой их качества. В 2012 - 2014 гг. архивные учреждения Российской Федерации продолжат осуществлять свою уставную деятельность по хранению документов Архивного фонда Российской Федерации, приему документов на постоянное (вечное) хранение от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц; удовлетворению потребности государства, общества и граждан в архивной информации.

При этом сохранится устойчивый спрос юридических и физических лиц на архивные услуги, в первую очередь по вопросам пенсионного обеспечения и подтверждения фактов, необходимых для получения компенсаций и льгот, а также получения биографических и генеалогических сведений.

Продолжится модернизация основных систем жизнеобеспечения и охраны архивных учреждений, переоснащение лабораторий высокотехнологичным оборудованием (специализированное реставрационное оборудование, съемочные аппараты, проявочные и копировальные машины) для улучшения физического состояния архивных документов.

Жилищная сфера. Приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект) в сфере жилищного строительства до конца 2013 года предусматривается реализация мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства, поддержки платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также мероприятий по новому направлению "Энергоэффективность и ресурсосбережение".

Стратегической целью проекта в 2011 - 2013 гг. является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения посредством массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Целью направления "Стимулирование развития жилищного строительства" является формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

В качестве основных определены следующие мероприятия.

Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ жилищного строительства, в том числе на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства жилья экономкласса, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, на развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья, отвечающего стандартам экономкласса, на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства современных предприятий по производству основных энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с использованием энергоэффективных технологий.

Мероприятия по вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности, путем предоставления необходимого количества комплексно обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС"). Акцент в деятельности Фонда "РЖС" будет сделан на вовлечение в оборот земельных участков и подготовку этих участков для строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного.

По состоянию на 30 июня 2011 г. Фонду передано 239 земельных участков общей площадью 7010,87 га, субъектам Российской Федерации - 130 земельных участков общей площадью 3981,6 га, то есть суммарно 369 земельных участков общей площадью около 11 тыс. гектар.

С учетом параметров приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" общая площадь земельных участков, которые могут быть вовлечены в гражданский оборот до конца 2013 года, составит не менее 25,3 тыс. га (2010 г. - 3 тыс. га, 2011 г. - 4,8 тыс. га, 2012 г. - 7,5 тыс. га, 2013 г. - 7,5 тыс. га).

Суммарный объем жилья, которое может быть построено на землях, переданных Фонду и предназначенных для жилищного строительства, составляет 35,8 млн. кв. м (23,9 млн. кв. м - многоэтажного жилья, 11,9 млн. кв. м - малоэтажного).

Суммарный объем жилья, которое может быть построено на землях, полномочия по распоряжению которыми переданы субъектам Российской Федерации и которые предназначены для жилищного строительства, составляет 21,7 млн. кв. м (11,9 млн. кв. м - многоэтажного жилья, 9,8 млн. кв. м - малоэтажного).

Таким образом, общая площадь жилья, которое может быть построено на указанных земельных участках, составляет около 57,5 млн. кв. метров.

В направлении госпрограммы "Энергоэффективность и ресурсосбережение" целью является внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в строительной отрасли, а также в производстве строительных материалов, создание условий для строительства новых и реконструкции существующих предприятий по производству энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с использованием энергоэффективных технологий. Число строящихся (реконструируемых) предприятий будет составлять в 2012 году - 20, в 2013 году - 25.

Фондом "РЖС" планируется ежегодно вовлекать в оборот необходимое количество земельных участков, обеспечивающих рост производства современных строительных материалов, изделий и конструкций (в первую очередь для малоэтажного домостроения), отвечающих стандартам энергоэффективности и экологичности, и содействовать созданию на этих участках современных производственных мощностей. Количество строящихся предприятий по выпуску энергосберегающих и экологически безопасных строительных материалов, изделий и конструкций на земельных участках Фонда "РЖС" к 2013 году должно составить не менее двадцати.

Ежегодно будут выпускаться каталоги рекомендуемых проектов повторного применения по строительству жилья, в том числе малоэтажного, объектов инженерной и социальной инфраструктуры с максимальным использованием всех возможных, в том числе инновационных, технологий повышения энергоэффективности и ресурсосбережения зданий и сооружений и минимальной себестоимостью. В 2012 и 2013 году будет выпущено по 3 каталога.

Запланирована подготовка методических рекомендаций по внедрению инновационных решений в создании нового энергоэффективного жилья и объектов социальной сферы: на этапе проектирования, производства энергоэффективных и экологически чистых строительных материалов и конструкций, строительства, эксплуатации объектов, а также по системам управления на каждом этапе создания энергоэффективных объектов.

Фонд "РЖС" также будет содействовать развитию архитектурно-строительного проектирования малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов и созданию условий для их использования в жилищном строительстве. К концу 2013 года при участии Фонда "РЖС" будет разработано не менее 35 комплектов типовой проектной документации малоэтажных домов.

Будут реализованы пилотные проекты энергоэффективных поселений для последующего распространения и популяризации такого опыта.

В качестве поддержки платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, для целей стабилизации уровня спроса на рынке жилья, сохранения объемов строительства нового жилья и посредством этого поддержки строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных и отделочных материалов, а также расширения категорий граждан, формирующих платежеспособный спрос на жилье, запланирована реализация следующих основных мероприятий:

- рефинансирование ипотечных активов ОАО "АИЖК" за счет выпуска облигаций ОАО "АИЖК", гарантированных Российской Федерацией, и ипотечных ценных бумаг (до конца 2013 года ОАО "АИЖК" направит на эти цели 105,9 млрд. рублей);

- рефинансирование ипотечных кредитов путем инвестирования части средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании, и собственных средств Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку с целью стимулирования ипотечного кредитования и повышения его доступности для широких слоев населения;

- реализация специальных ипотечных программ и последующее рефинансирование ОАО "АИЖК" кредитов, выданных в рамках данных программ, с использованием предоставленных государственных гарантий (в том числе выкуп закладных в рамках функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих). Государственная поддержка будет осуществляться путем предоставления государственных гарантий по заимствованиям ОАО "АИЖК" для рефинансирования кредитов, выданных в ходе реализации специальных ипотечных программ;

- предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту, на условиях софинансирования федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. При обеспечении жильем молодых семей также планируется осуществлять мероприятия, способствующие молодым семьям приобретать жилье экономкласса на первичном рынке. В 2012 - 2014 гг. смогут улучшить жилищные условия 102,24 тыс. молодых семей;

- использование материнского (семейного) капитала на погашение ранее взятых и получение новых ипотечных и жилищных кредитов.

К 2013 году объем ежегодно предоставляемых ипотечных жилищных кредитов возрастет до 1219 млрд. рублей; доля семей, имеющих возможность приобрести с помощью собственных и заемных средств жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, увеличится с 19% в 2011 году до 25% в 2013 году.

В целях своевременного и полного выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан планируется дальнейшее выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Основными мероприятиями данного направления являются:

- приобретение (строительство) для военнослужащих служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, а также обеспечение постоянным жильем;

- обеспечение жильем граждан в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (до конца 2013 года улучшат жилищные условия 51,2 тыс. получателей государственных жилищных сертификатов);

- обеспечение жильем отдельных категорий граждан в рамках других федеральных целевых программ и мероприятий.

В 2013 году предусматривается завершение обеспечения жильем граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур".