Вклад государственных программ и стимулирующих мер в экономический рост
Вклад государственных программ и стимулирующих мер
в экономический рост
Расходы ФБ, % к ВВП |
Накопленный мультипликатор |
Вклад в ВВП (за период), п. п. |
Доля в реальном росте ВВП, % |
|
0,65 |
1,37 |
0,96 |
5,5 |
|
0,83 |
1,26 |
0,86 |
4,9 |
|
1,16 |
1,32 |
1,51 |
8,6 |
|
0,23 |
1,23 |
0,21 |
1,2 |
|
5,77 |
1,08 |
1,89 |
10,9 |
|
2,08 |
1,25 |
2,07 |
11,9 |
|
0,22 |
1,29 |
0,25 |
1,4 |
|
10,9 |
1,18 |
7,9 |
45,4 |
Несмотря на то, что качество экономического роста будет постепенно возрастать и в целом рост будет находиться на сбалансированной траектории, общая динамика будет существенно ниже, чем в докризисный период. Темпы экономического роста в среднесрочный период прогнозируются на уровне, близком к 4%, против среднего роста на 7% в год в 2000 - 2008 годах. Такая динамика объясняется, прежде всего, резким сокращением роли внешнеэкономического фактора роста при сохранении относительной слабости внутренних факторов. В предкризисные годы цена на нефть и другое сырье постоянно увеличивалась на фоне очень низкой базы начала 2000-х годов. В результате внешнеэкономический фактор определял более половины экономического роста (3,5 - 4 п. п. в 2003 - 2007 годах). В предстоящие три года предполагается стабилизация цен на нефть и в целом значительное ослабление роста у торговых партнеров России. Вклад внешнеэкономического фактора в росте российской экономики не превысит 0,5 - 1,1 п. п. прироста ВВП.
Вклад внутреннего спроса будет также существенно ниже, чем был до кризиса. В 2003 - 2007 гг. кредитование экономики увеличивалось на 40 - 50% в год за счет эффекта низкой базы и высокого уровня мировой ликвидности, что обеспечивало ускоренный рост инвестиций и потребления. В 2012 - 2014 гг. ожидается, что темпы прироста кредита будут вдвое ниже, по мере роста долговой нагрузки частного сектора и более жестких кредитных условий. Снизится вклад государственного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Необходимость последовательного сокращения дефицита бюджета приводит к ограничению расходов государства, направляемых на финансирование ряда программ, в том числе отвечающих за преодоление ограничений в инфраструктурных отраслях и модернизацию фондов в высокотехнологичных отраслях. Параметры бюджета не позволят преодолеть в прогнозный период стагнацию государственного спроса. Другим важным фактором, ограничивающим экономическую динамику, становится низкая конкурентоспособность российской продукции и все большая ориентация внутреннего спроса на импорт, что тормозит оживление отечественного производства.
Потенциальный рост российской экономики оценивается в 5 - 6%, и повышение до этого уровня фактических темпов роста предполагает значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей