Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Вклад государственных программ и стимулирующих мер в экономический рост

Вклад государственных программ и стимулирующих мер

в экономический рост

Наименование приоритета

Расходы ФБ, % к ВВП

Накопленный мультипликатор

Вклад в ВВП (за период), п. п.

Доля в реальном росте ВВП, %

Высокотехнологичные отрасли

0,65

1,37

0,96

5,5

Человеческий капитал

0,83

1,26

0,86

4,9

Транспортная система

1,16

1,32

1,51

8,6

Сельское хозяйство

0,23

1,23

0,21

1,2

Развитие пенсионной системы и социальная поддержка граждан

5,77

1,08

1,89

10,9

Обеспечение обороноспособности и безопасности

2,08

1,25

2,07

11,9

ЖКХ и жилье

0,22

1,29

0,25

1,4

Итого, по учтенным комплексам

10,9

1,18

7,9

45,4

Несмотря на то, что качество экономического роста будет постепенно возрастать и в целом рост будет находиться на сбалансированной траектории, общая динамика будет существенно ниже, чем в докризисный период. Темпы экономического роста в среднесрочный период прогнозируются на уровне, близком к 4%, против среднего роста на 7% в год в 2000 - 2008 годах. Такая динамика объясняется, прежде всего, резким сокращением роли внешнеэкономического фактора роста при сохранении относительной слабости внутренних факторов. В предкризисные годы цена на нефть и другое сырье постоянно увеличивалась на фоне очень низкой базы начала 2000-х годов. В результате внешнеэкономический фактор определял более половины экономического роста (3,5 - 4 п. п. в 2003 - 2007 годах). В предстоящие три года предполагается стабилизация цен на нефть и в целом значительное ослабление роста у торговых партнеров России. Вклад внешнеэкономического фактора в росте российской экономики не превысит 0,5 - 1,1 п. п. прироста ВВП.

Вклад внутреннего спроса будет также существенно ниже, чем был до кризиса. В 2003 - 2007 гг. кредитование экономики увеличивалось на 40 - 50% в год за счет эффекта низкой базы и высокого уровня мировой ликвидности, что обеспечивало ускоренный рост инвестиций и потребления. В 2012 - 2014 гг. ожидается, что темпы прироста кредита будут вдвое ниже, по мере роста долговой нагрузки частного сектора и более жестких кредитных условий. Снизится вклад государственного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Необходимость последовательного сокращения дефицита бюджета приводит к ограничению расходов государства, направляемых на финансирование ряда программ, в том числе отвечающих за преодоление ограничений в инфраструктурных отраслях и модернизацию фондов в высокотехнологичных отраслях. Параметры бюджета не позволят преодолеть в прогнозный период стагнацию государственного спроса. Другим важным фактором, ограничивающим экономическую динамику, становится низкая конкурентоспособность российской продукции и все большая ориентация внутреннего спроса на импорт, что тормозит оживление отечественного производства.

Потенциальный рост российской экономики оценивается в 5 - 6%, и повышение до этого уровня фактических темпов роста предполагает значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента.