Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.

Динамика инвестиций в основной капитал

Рисунок (не приводится)

В прогнозе предполагается реализация инвестпрограммы ОАО "Газпром" в объемах, одобренных советом директоров в ноябре прошлого года. Дополнительно предусмотрена возможность увеличения роста инвестиций в газовую отрасль в текущем году в преддверии реализации решения по увеличению налоговой нагрузки на компанию со следующего года (в первом полугодии текущего года уже наблюдается ускорение роста инвестиций, так, по данным Росстата, после сокращения инвестиции в газопроводный транспорт в I квартале на 4,3% во II квартале рост составил 216%). При этом инвестиции в 2012 году могут быть снижены. В пользу вероятного сокращения инвестиций относительно заявленных объемов свидетельствует практика последних лет, когда ежегодно происходил пересмотр инвестиционной программы ОАО "Газпром" в сторону уменьшения (на 20 - 30%). Поэтому в прогнозе учтены риски уменьшения объемов инвестирования в 2012 году и переноса реализации ряда проектов на 2013 год. Доля инвестиций ОАО "Газпром" в инвестициях в основной капитал в целом по экономике увеличивается с 7% в 2010 году до 9 - 11,5% в 2012 году и далее сокращается к 2014 году до 7,5 процента

Газовая отрасль характеризуется высокой степенью износа оборудования. Прослеживается тенденция снижения максимальной суточной добычи газа (по данным ОАО "Газпром", с 2006 по 2010 год - на 5 процентов). Планами компании предусмотрено увеличение инвестиций в добычу газа, включая бурение, за период 2011 - 2014 гг. в 1,9 раза. По собственным оценкам компании, износ газопроводов на конец 2010 года составлял около 70%, в том числе линейной части - 68,4%, оборудования - 81%, а потенциал суточной производительности системы подземного хранения газа не покрывает потребности в период пиковых нагрузок. В соответствии с инвестиционным планом инвестиции в транспортировку газа, включая хранение, за период 2011 - 2014 гг. должны увеличиться в 2 раза.

По данным нефтяных компаний, инвестиции в добычу в 2011 году могут увеличиться на 14%, в нефте- и нефтепродуктопроводы - на 9%, в нефтепереработку - более чем на 40 процентов. К концу периода прирост инвестиций в добычу замедлится до 4 - 5% в год в номинальном выражении, инвестиции в транспортировку с 2012 года начнут сокращаться, и к 2014 году годовой объем будет составлять около 60% от уровня 2011 года. По данным компаний, инвестиции в нефтепереработку за 2011 - 2014 годы превысят 1,1 трлн. рублей, что позволит закончить строительство и ввести в эксплуатацию два нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 12 млн. тонн в год.

По мере восстановления инвестиционной активности в экономике в структуре инвестиций энергетического комплекса будет сокращаться доля компаний с государственным участием. При этом плановый объем финансирования инвестиционных программ объектов генерации и сетевого комплекса за 2011 - 2014 гг. составляет порядка 4,6 трлн. рублей, в том числе на объекты генерации - около 2,8 трлн. рублей. В 2011 году ожидается прирост инвестиций в генерацию на 24 - 25%, более 50% объема инвестиций приходится на атомную и гидроэнергетику. В 2011 - 2014 годах вводы мощностей по атомным и гидроэлектростанциям составят 24% от общего объема (около 29 ГВт). Более 50% от общего объема вводов ежегодно будут составлять вводы по ДПМ (2012 - 2014 гг. - период максимальных вводов по ДПМ), а также сетевые объекты, необходимые для выдачи данной мощности. В развитие атомной энергетики ожидается существенный прирост инвестиций за счет расходов федерального бюджета на развитие государственной корпорации "Росатом".

В соответствии с инвестиционной программой ФСК за период 2010 - 2014 годов 22,7% средств планируется потратить на обновления основных фондов сетевого комплекса, а 22,3% - на развитие магистральных сетей. Кроме того, существенные средства планируется направить на повышение надежности энергоснабжения регионов России и повышение энергоэффективности. В рамках программы перспективного развития МРСК предполагается развивать системы коммерческого учета электроэнергии на розничном рынке и другие проекты.

Риски недофинансирования инвестпрограмм в первую очередь касаются вводов генерирующих объектов, не относящихся к ДПМ, а также модернизации и реконструкции действующих объектов. Результатом может стать снижение надежности энергоснабжения регионов, по которым не предполагались значительные вводы объектов ДПМ.

В структуре инвестиций в 2012 - 2014 годах доля расходов на развитие транспортной инфраструктуры (за исключением трубопроводной) будет составлять не менее 15 - 18%. Расходы федерального бюджета на финансирование ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" в 2011 году утверждены на уровне 282 млрд. рублей (прирост к 2010 году на 19%). При включении в состав ФЦП мероприятий по развитию транспортной системы г. Москвы к 2014 году расходы могут превысить 400 млрд. рублей в год. Расходы на развитие железнодорожного транспорта за 2012 - 2014 гг. в соответствии с планами ОАО "РЖД" могут превысить 1 трлн. рублей