I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Национальная технологическая база" на
2007 - 2011 годы
Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российской
о разработке Программы Федерации от 18 декабря 2006 г.
N 1761-р
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271
Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по
науке и инновациям упразднены. Их функции переданы Министерству
образования и науки РФ, которое является правопреемником
Рособразования и Роснауки, в том числе по обязательствам,
возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008
N 1128-р государственными заказчиками данной федеральной целевой
программы являются Минпромторг РФ и Госкорпорация "Росатом".
Государственные - Министерство промышленности и торговли
заказчики Программы Российской Федерации, Министерство
образования и науки Российской
Федерации, Федеральное космическое
агентство, Государственная корпорация
по атомной энергии "Росатом",
Российская академия наук, Сибирское
отделение Российской академии наук
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008
N 1128-р государственным заказчиком-координатором данной
федеральной целевой программы является Минпромторг РФ.
Государственный - Министерство промышленности и торговли
заказчик - координатор Российской Федерации
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2010 N 271
Федеральное агентство по науке и инновациям упразднено. Его
функции переданы Министерству образования и науки РФ, которое
является правопреемником Роснауки, в том числе по обязательствам,
возникшим в результате исполнения судебных решений.
Основные разработчики - Министерство промышленности и
Программы энергетики Российской Федерации,
Федеральное агентство по промышленности,
Федеральное агентство по атомной
энергии,
Федеральное агентство по науке и
инновациям,
Федеральное космическое агентство,
Российская академия наук
Цель и задачи - цель Программы - обеспечение
Программы технологического развития отечественной
промышленности на основе создания и
внедрения прорывных, ресурсосберегающих,
экологически безопасных промышленных
технологий для производства
конкурентоспособной
наукоемкой продукции.
создание новых передовых технологий и
оборудования, необходимого для их
реализации, на уровне экспериментальных
линий, демонстрационных установок
и (или) опытных образцов, подтверждающих
готовность технологических решений к
промышленной реализации;
разработка программ (планов) внедрения
разработанных технологий в производство
с оценкой необходимых затрат и
источников их финансирования;
активизация процессов коммерциализации
новых технологий;
создание перспективного научно-
технологического задела для разработки
наукоемкой продукции;
решение проблем улучшения экологической
ситуации в стране
Важнейшие целевые - количество переданных в производство
индикаторы и технологий, обеспечивающих
показатели конкурентоспособность конечного
продукта, - 194 - 222 (здесь и далее -
за весь период действия Программы);
количество патентов и других
документов, удостоверяющих новизну
технологических решений и закрепляющих
права на объекты интеллектуальной
собственности, полученные в ходе
выполнения Программы, в том числе
права Российской Федерации, - 186 -
217;
количество разработанных технологий,
соответствующих мировому уровню или
превышающих его, - 176 - 209
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сроки и этапы - Программа выполняется в 2007 - 2011
реализации годах в 2 этапа:
Программы I этап (2007 - 2009 годы) - выполнение
быстрореализуемых проектов, базирующихся
на уже имеющемся научно-техническом
заделе;
II этап (2008 - 2011 годы) - выполнение
сложных комплексных проектов по созданию
перспективных прорывных технологий,
реализуемых в новых поколениях
наукоемкой продукции и ориентированных
на недопущение технологического
отставания от передовых стран
Подпрограммы - подпрограмма "Развитие электронной
компонентной базы" на 2007 - 2011 годы
(завершена в 2007 году);
подпрограмма "Развитие отечественного
станкостроения и инструментальной
промышленности" на 2011 - 2016 годы;
подпрограмма "Создание и организация
производства в Российской Федерации
в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей
и их компонентов нового поколения
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 820)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объемы и источники - всего по Программе - 51596,5 млн.
финансирования рублей (в ценах соответствующих лет), в
том числе:
а) за счет средств федерального
бюджета - 26887,75 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
21350,725 млн. рублей;
на капитальные вложения - 5437,025
млн. рублей, в том числе 79,475
млн. рублей - субсидии в виде
имущественного взноса Российской
Федерации в Государственную
корпорацию по атомной энергии
"Росатом";
б) за счет средств внебюджетных
источников - 24708,75 млн. рублей.
Всего на 2007 год - 11200 млн. рублей,
в том числе:
а) за счет средств федерального
бюджета - 6300 млн. рублей, из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
5100 млн. рублей;
на государственные капитальные
вложения - 1200 млн. рублей;
б) за счет средств внебюджетных
источников - 4900 млн. рублей
(см. текст в предыдущей редакции)
Ожидаемые конечные - выполнение Программы в полном объеме
результаты реализации позволит:
Программы и показатели создать промышленно-технологические
ее социально- основы для производства нового
экономической поколения конкурентоспособной
эффективности наукоемкой продукции мирового уровня в
области важнейших технических систем
(авиационной и морской техники,
машиностроительного и энергетического
оборудования, информационно-
управляющих систем), специальных
материалов и другой высокотехнологичной
продукции, что в целом обеспечит
технологические аспекты безопасности
страны и развитие ее экономики;
сформировать технологические
предпосылки для повышения темпов
экономического роста за счет
увеличения в структуре экономики доли
продукции с высоким уровнем
добавленной стоимости;
обеспечить сохранение и создание новых
рабочих мест в организациях
высокотехнологичных отраслей
промышленности;
сократить общее технологическое
отставание России от передовых стран с
сохранением и развитием приоритетного
положения отечественных разработок по
ряду важных технологических
направлений;
расширить возможности для
равноправного международного
сотрудничества в сфере высоких
технологий;
создать эффективные средства защиты
населения от опасных
быстрораспространяющихся инфекций и
биотерроризма, а также сформировать
технологические основы развития и
совершенствования систем защиты
предприятий, населения и территорий
России от поражения токсическими
веществами в результате возможных
террористических актов, техногенных и
природных аварий и катастроф;
обеспечить технологические возможности
для улучшения экологической обстановки
за счет применения высокоэффективных
методов и средств контроля и
нейтрализации вредных
выбросов в окружающую среду;
обеспечить в 2007 - 2011 годах
поступление в федеральный бюджет
налогов в размере 25666,9 млн. рублей,
что превысит размер бюджетных расходов
за тот же период и создаст бюджетный
эффект в размере 8131 млн. рублей;
обеспечить индекс доходности
(рентабельность) бюджетных
ассигнований 1,46, а окупаемость
бюджетных ассигнований (период
возврата) в течение 1,31 года
(см. текст в предыдущей редакции)
на решение которой направлена Программа
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1761-р.
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались.
Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.
Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди этих программ особое место занимала федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, непосредственно ориентированная на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до настоящего времени проблема остается все еще нерешенной.
Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная значимость требуют применения адекватных методов и механизмов, обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время существует единственный достаточно отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа, позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий была определена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы.
Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы позволяет утверждать, что эта программа достаточно успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна необходимость ее развития в виде новой программы, что обусловлено следующим:
развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;
абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 809;
(см. текст в предыдущей редакции)
в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые тенденции и направления технологического развития, которые либо вообще не были учтены в действовавшей Программе, либо были затронуты в ней лишь фрагментарно;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, которые могли бы составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках специально ориентированной на эти цели федеральной целевой программы.
Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение следующих системных задач:
преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, недостаточной инновационной активности российских компаний, повышение уровня значительной части научно-технических разработок;
развитие высокотехнологических секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;
создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;
замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно активного промышленного производства;
обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;
обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях;
закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках.
Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Программа направлена на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна стать катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
В этих целях мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:
освоение водородной энергетики;
переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;
обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными веществами;
создание нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 809.
(см. текст в предыдущей редакции)
Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться на основе принципов частно-государственного партнерства.
При этом Программа предусматривает разработку и практическое внедрение критических базовых технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и промышленное освоение технологий по следующим направлениям:
общемашиностроительные технологии;
базовые технологии энергетики;
технологии перспективных двигательных установок;
химические технологии и катализ;
технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
В состав Программы входят подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы и подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения". Реализация подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007 - 2011 годы завершена в 2007 году.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 820)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы сорок первый - сорок второй исключены. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 809.
(см. текст в предыдущей редакции)
Мероприятия Программы сформированы с учетом необходимости обеспечения их взаимосвязи с таким расчетом, чтобы результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по одним направлениям, могли использоваться в интересах решения проблем по другим направлениям, предусмотренным Программой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 809)
(см. текст в предыдущей редакции)
Инновационный процесс включает в себя:
фундаментальные исследования и прикладные поисковые работы ("пробирочные" технологии);
разработку промышленных технологий;
разработку и производство инновационного продукта.
Программа реализует второй этап инновационной цепочки - разработку технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности.
Последующие этапы инновационного процесса являются сферой деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка конкретных разработок осуществляется через ведомственные (отраслевые) программы, использующие результаты реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы.
Конечным продуктом Программы являются промышленные технологии, предназначенные для применения в коммерческих проектах, связанных с производством конкретного инновационного продукта.
Мероприятия Программы формируются с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование других программ технологической направленности.
Реализация Программы будет осуществляться на основе следующих принципов:
комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;
сосредоточение основных усилий на развитии базовых технологий, имеющих межотраслевое и многоотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;
непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, - от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки промышленных технологий, предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового поколения;
гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого перераспределения бюджетных средств и их концентрация на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;
обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;
конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы;
создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.
В Программе используются понятия, которые означают следующее:
"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;
"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;
"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;
"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала их персонала в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающая безопасность и инновационное развитие страны.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей