Решение Верховного Суда РФ от 24.10.2011 N ГКПИ11-1599 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2011 N 465, Постановления Правительства РФ от 08.12.2010 N 991>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2011 г. N ГКПИ11-1599

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.", Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций",

установил:

в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения 6473 рубля, для трудоспособного населения - 6986 рублей, пенсионеров - 5122 рубля, детей - 6265 рублей (пункт 1). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 25, 20 июня 2011 г., "Российской газете" от 22 июня 2011 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 для аспирантов и докторантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в следующих размерах:

с 1 сентября 2011 г. - 2500 рублей для аспирантов и 4000 рублей для докторантов;

с 1 сентября 2012 г. - 6000 рублей для аспирантов и 10000 рублей для докторантов, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации (пункт 1). Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 50, 13 декабря 2010 г., "Российской газете" от 15 декабря 2010 г.

Гражданин К., являющийся аспирантом очного обучения, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г." и Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций". Как указывает заявитель, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат Федеральным законам "О минимальном размере оплаты труда", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Закону Российской Федерации "Об образовании" и нарушают права лиц, обучающихся в аспирантуре, на достойную жизнь и свободное развитие, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В суде К. поддержал заявленные требования, пояснив, что обучение в аспирантуре приравнивается к труду.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 15 сентября 2011 г. N КА-П8-6564).

Представители Правительства Российской Федерации Е., Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в рамках полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права аспирантов на получение мер социальной поддержки.

Выслушав объяснения К., представителей Правительства Российской Федерации Е., Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусматривает, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4). Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации 14 июня 2011 г. издало Постановление N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.".

Под прожиточным минимумом Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" понимает стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (статья 1).

Величина прожиточного минимума, установленная Правительством Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 14 июня 2011 г. N 465 в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), определена не произвольно, а на основании потребительской корзины и данных об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и не может рассматриваться как нарушающая права аспирантов, обучающихся по очной форме, на получение стипендии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991, регулируя вопросы стипендий для аспирантов и докторантов, устанавливает размеры стипендий данной категории субъектов учебной и научной деятельности и издано в соответствии с законодательством об образовании.

Установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти (пункт 16 статьи 28).

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 2, пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" стипендии являются одной из мер государственной социальной поддержки аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций; лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями. При этом размер стипендии аспирантам или порядок их установления названными Федеральными законами не установлен.

Аспирантом в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. По своей правовой природе стипендия является денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях.

Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7).

Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 г. установлен в сумме 4611 рублей в месяц.

Институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" определяет сферу применения данного института. Так, согласно статье 3 названного Федерального закона минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования; применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).

Действующее законодательство не ставит размер стипендии в зависимость от размера оплаты труда, в том числе установленного минимального размера труда, не содержит положений, предусматривающих, что стипендия аспиранта или докторанта не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Стипендия аспирантам является одной из мер социальной поддержки и не может рассматриваться как оплата труда. Следовательно, доводы заявителя о противоречии Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 нормам Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет их на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. С учетом этого ссылки заявителя на противоречие Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465, которым установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г., не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления К.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.", Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ