Прогноз показателей денежной программы на 2012 - 2014 годы (млрд. рублей)
Прогноз показателей денежной программы на 2012 - 2014 годы
(млрд. рублей) <*>
--------------------------------
<*> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2011 года.
┌─────────────────────┬─────────┬───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐
│ │1.01.2012│ 1.01.2013 │ 1.01.2014 │ 1.01.2015 │
│ │(оценка) ├───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬───────┼───────┬───────┬───────┤
│ │ │ I │ II │ III │ I │ II │ III │ I │ II │ III │
│ │ │вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│вариант│
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Денежная база (узкое │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│определение) │ 7 099 │ 7 713 │ 8 058 │ 8 264 │ 8 672 │ 9 137 │ 9 452 │ 9 825 │10 440 │10 891 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - наличные деньги │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ в обращении (вне │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Банка России) │ 6 840 │ 7 420 │ 7 752 │ 7 950 │ 8 330 │ 8 777 │ 9 079 │ 9 421 │10 012 │10 444 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - обязательные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ резервы <*> │ 259 │ 293 │ 306 │ 314 │ 342 │ 361 │ 373 │ 403 │ 429 │ 447 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Чистые международные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│резервы │ 15 090 │14 635 │15 882 │17 301 │14 073 │16 608 │19 534 │13 396 │17 429 │21 837 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - в млрд. долларов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ США │ 495 │ 480 │ 521 │ 568 │ 462 │ 545 │ 641 │ 440 │ 572 │ 717 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Чистые внутренние │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│активы │ -7 991 │-6 922 │-7 824 │-9 036 │-5 401 │-7 471 │-10 082│-3 571 │-6 989 │-10 946│
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ Чистый кредит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ расширенному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ правительству │ -5 529 │-5 202 │-5 698 │-6 589 │-4 801 │-6 159 │-7 864 │-4 290 │-6 706 │-9 283 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - чистый кредит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ федеральному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ правительству │ -4 229 │-4 038 │-4 534 │-5 425 │-3 537 │-4 895 │-6 600 │-2 926 │-5 342 │-7 919 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - остатки средств │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ консолидированных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ бюджетов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ субъектов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Российской │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Федерации и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ государственных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ внебюджетных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ фондов на счетах │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ в Банке России │ -1 300 │-1 164 │-1 164 │-1 164 │-1 264 │-1 264 │-1 264 │-1 364 │-1 364 │-1 364 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ Чистый кредит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ банкам │ -90 │ 679 │ 250 │ 116 │ 1 865 │ 1 092 │ 565 │ 3 187 │ 2 072 │ 1 281 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - валовой кредит │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ банкам │ 950 │ 1 687 │ 1 302 │ 1 196 │ 2 876 │ 2 157 │ 1 667 │ 4 211 │ 3 160 │ 2 385 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ - корреспондентские│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ счета кредитных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ организаций, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ депозиты банков │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ в Банке России и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ другие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ инструменты │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ абсорбирования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ свободной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ банковской │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ликвидности │ -1 040 │-1 008 │-1 053 │-1 080 │-1 012 │-1 066 │-1 103 │-1 024 │-1 089 │-1 105 │
├─────────────────────┼─────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│ Прочие чистые │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ неклассифицированные│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ активы │ -2 372 │-2 399 │-2 376 │-2 563 │-2 465 │-2 404 │-2 783 │-2 468 │-2 354 │-2 944 │
└─────────────────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
--------------------------------
<*> Обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации, депонированные на счетах в Банке России.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012 - 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 - 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 - 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.
Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 - 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 - 1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 - 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн. рублей в год в 2012 - 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей