Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, государственной (итоговой) аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, искусства, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления).

Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

При реализации вузом ООП в области вокального искусства (оперного и камерного пения), а также дирижирования оперным и симфоническим оркестром высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров на базе учебных оперной студии и оркестров (симфонического, камерного). Данные учебные творческие коллективы должны быть сформированы из обучающихся вуза, обучающихся по ООП бакалавриата, подготовки специалиста или магистратуры в области музыкально-инструментального и вокального искусства, не менее чем на 90 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами.

При реализации вузом ООП в области вокального искусства (оперного и камерного пения) по предмету "Специальность" вуз имеет право планировать работу концертмейстеров из расчета 125 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. При введении предметов "оперный класс", "оперная студия", "камерное пение", "вокальный ансамбль", "основы современной хореографии", "танец, сценическое движение" вуз может планировать работу концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

При реализации вузом ООП в области дирижирования оперным и симфоническим оркестром по предмету "Специальность" вуз имеет право планировать работу концертмейстеров из расчета 200 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения вузом дисциплин "работа с хором", "работа с оркестром", "оркестровая практика" вуз может планировать работу концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия, а дисциплины "работа над музыкальным спектаклем" - из расчета до 70 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

При реализации вузом ООП в области режиссуры театра (театра драмы, театра кукол, театра эстрады, музыкального театра, театра балета), режиссуры цирка высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров на базе учебных творческих коллективов - учебных театров, учебных оперных студий, учебных киностудий, художественных мастерских, цирка, учебно-производственных студий и центров в зависимости от профиля ООП. Учебные творческие коллективы (учебные театры и оперные студии) должны быть сформированы из обучающихся вуза, обучающихся по ООП бакалавриата, специалиста или магистратуры в области музыкального или театрального искусства, не менее чем на 80 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами. Учебные киностудии, художественные мастерские, учебно-производственные студии и центры формируются как из обучающихся по ООП специалиста или магистратуры в области театрального или киноискусства, так и работников вуза.

При реализации вузом ООП в области композиции и режиссуры по предметам, требующим музыкального сопровождения, вуз имеет право планировать работу концертмейстеров из расчета до 70 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным предметам.

При реализации вузом ООП в области хореографии и, исходя из необходимости музыкального сопровождения всех видов танца, танцевальные практические дисциплины базовых и вариативных частей должны обеспечиваться концертмейстерами. Для этих дисциплин, а также для всех видов практики, помимо часов работы преподавателя, вузам рекомендуется предусматривать часы работы концертмейстеров из расчета 100 процентов часов аудиторных занятий обучающихся и до 50 процентов часов самостоятельной работы обучающихся; кроме того, на подбор и подготовку музыкального материала для концертмейстеров рекомендуется предусматривать до 10 процентов от общего объема часов соответствующих дисциплин и практик.

При реализации вузом ООП в области изобразительного искусства при обучении рисунку и живописи обязательны: а) проведение педагогом занятий в индивидуально-групповой форме; б) обеспечение работы обучающихся с натурой из расчета на группу обучающихся из 7 - 9 человек одной живой моделью и одной моделью при выполнении портрета на группу обучающихся из 3 - 4 человек.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (репетиций, мастер-классов, творческих показов, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (художественно-творческой, педагогической, научной, организационно-управленческой), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по творческим дисциплинам, репетиционные и практические занятия по подготовке творческих проектов, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.

К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях, показах, прослушиваниях и просмотрах привлекаются ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики, исследователи, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, а также мастер-классы специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2-х зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3-х зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 180 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки художественно-творческой, научной и организационно-управленческой деятельности, а также межличностной коммуникации. Преподавание дисциплин должно способствовать выработке у обучающихся лидерских качеств посредством чтения авторских курсов, интерактивных лекций, проведения групповых дискуссий, ролевых игр, мастер-классов специалистами вуза и учреждений культуры, анализа деловых ситуаций, учитывающих региональную и профессиональную специфику вуза, формирование компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам: иностранный язык, специальность, подготовка дипломного проекта, в том числе по дисциплинам, предполагающим в соответствии с профильной направленностью ООП работу с учебными творческими коллективами в рамках художественно-творческой практики.

7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права:

в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;

при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, по своей направленности соответствующие художественно-творческой и педагогической деятельности.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в структурных подразделениях, на кафедрах вуза, на базе учебно-творческих коллективов вуза в соответствии с профильной направленностью ООП (учебных оркестров, оперных студий, учебных киностудий, учебных театров, звукозаписывающих студий), а также в сторонних организациях (образовательных учреждениях высшего профессионального образования, учреждениях культуры, социально-культурных организациях, предприятиях, НИИ), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.

Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля художественно-творческой практики обучающихся:

планирование художественно-творческой работы, включающее в себя выстраивание тематики, драматургии, концепции выполнения творческого проекта;

практическая подготовка и выполнение творческого проекта;

пленэр;

публичная презентация выполненной работы.

В процессе выполнения художественно-творческой практики и в ходе ее презентации в учебных структурах вуза с привлечением работодателей должно проводиться широкое обсуждение результатов, достигнутых обучающимся. Необходимо также дать оценку компетенциям, связанным с формированием у обучающегося достаточного уровня профессиональной этики и культуры.

Педагогическая практика проводится с обучающимися младших курсов как в активной, так и пассивной формах как в самом образовательном учреждении, так и в других образовательных учреждениях Российской Федерации.

Вузами могут предусматриваться следующие виды, а также этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с имеющимися исследовательскими работами в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

7.16. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или звание, а также опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися творческой, научной или научно-методической деятельностью.

К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 90 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), или ученое звание профессора должны иметь не менее 40 процентов преподавателей.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее пяти лет. По решению Ученого совета вуза руководство ООП магистратуры может осуществляться кандидатом наук, имеющим ученое звание доцента.

Для штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя программами магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя - не более одной программой магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. В зависимости от профиля ООП допускается одновременное руководство до десяти магистров.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации в области искусства, культуры (Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Народного артиста Российской Федерации, Заслуженного артиста Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заслуженного художника, Народного художника (СССР, республик в составе бывшего СССР, России), лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере). К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания - Народный артист (художник) Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист (художник) Российской Федерации.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные творческие и исследовательские проекты или участвовать в творческих и исследовательских проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.17. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП.

Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние десять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, балетных, хоровых и оркестровых произведений, аудио-, видеофондами, мультимедийными материалами согласно ООП.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 20 обучающихся.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; 2010, N 19, ст. 2291; N 50, ст. 6595.

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

при реализации вузом ООП в области вокального искусства (оперного и камерного пения) - большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для постановки спектакля со специализированным оборудованием и необходимым для постановки спектакля реквизитом; для проведения занятий по предметам профессионального цикла вуз должен быть обеспечен роялями; для обеспечения дисциплин профессионального цикла и практики должна быть создана учебная оперная студия с необходимым реквизитом;

при реализации вузом ООП в области дирижирования оперным и симфоническим оркестром - большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для постановки спектаклей учебной оперной студией со специализированным оборудованием и необходимым для постановки спектаклей реквизитом, учебные аудитории для занятий по предмету "специальность", оснащенные зеркалами и двумя роялями, вуз должен быть обеспечен роялями, комплектами оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов;

при реализации вузом ООП в области композиции - большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием); малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием); библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал); учебные аудитории (лаборатории), оборудованные аудиотехникой, персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением, электронными музыкальными инструментами, приборами синтеза и обработки звука; для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями; в вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

при реализации вузом ООП в области музыкальной звукорежиссуры - учебные аудитории, специализированные помещения: аппаратная звукозаписи и комната для прослушивания, акустически обработанные в соответствии с государственным стандартом для профессиональных студий звукозаписи и оборудованные комплектом профессионального контрольного, звуковоспроизводящего, звукозаписывающего и монтажного звукового оборудования; комплекты звукозаписывающей техники (для первичной записи звука) и иной техники, пригодной для работы в условиях записи "чистовой фонограммы: портативный микшерный пульт, цифровой рекордер, микрофоны "пушка", ветрозащиты, удочки длиной 3,5 - 4,5 метра, комплекты радиомикрофонов, наушники; оборудование студии, позволяющее производить записи всех музыкальных жанров, а также монтаж, сведение, реставрацию фонограмм; для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями; в вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов; вуз должен иметь фонотеку с фондом аудиозаписей для обеспечения дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым современным звукотехническим оборудованием; вуз должен обеспечить условия для проведения индивидуальных практических занятий по звукозаписи солистов и творческих исполнительских коллективов в соответствии с программами учебных дисциплин;

при реализации вузом ООП в области режиссуры театра (театра драмы, театра кукол, театра эстрады, музыкального театра, театра балета), режиссуры цирка требуется наличие аудиторий (не менее 60 квадратных метров), в соответствии с профилем реализуемой ООП специально оборудованных и укомплектованных свето-, аудио-, видео- или кинотехникой, музыкальными инструментами, элементами декораций, сценическими костюмами, театральным реквизитом, балетными станками, ширмами, театральными куклами, эстрадными, цирковыми, другими аксессуарами в соответствии с профилем ООП, наличие аудиторий для проведения групповых и индивидуальных занятий по дисциплинам "Сценическая речь", "Пластическое воспитание", "Музыкальное воспитание", оборудованных необходимой мебелью и укомплектованных роялем (пианино) и звуковоспроизводящей аппаратурой, наличие отдела технических средств обучения с фондами видеофильмов и видеозаписей спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных театральных трупп, фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства (вокальной, инструментальной, оркестровой, балетной музыки), используемых для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений; наличие раздевалок, душевых, тренажерного зала, специализированного медицинского обслуживания; а также учебного театра или в соответствии с профилем реализуемой ООП театральных, концертных, цирковых площадок, позволяющих осуществлять репетиции, выпуск и проведение публичных учебных спектаклей, концертов, представлений;

при реализации вузом ООП в области драматургии, режиссуры кино и телевидения требуется наличие учебных аудиторий, кабинета истории кино (киноведения), тон-студии, изо-кабинета, фильмотеки, фильмохранилища, аппаратной с кинопроекционной аппаратурой, просмотровых залов (кино-, видео-), видеотеки, видеомагнитофонов, видеокамер, персональных компьютеров, обеспеченных монтажной видеоплатой, записывающим устройством, выходом в сеть Интернет, сканирующей аппаратурой, собранием лазерных дисков, ксероксов, диктофонов, а также учебное заведение должно иметь аудиторию со специально оборудованным сценическим пространством - не менее 60 квадратных метров, кино-, видеопавильон со стационарным осветительным оборудованием - не менее 200 квадратных метров, парк съемочной (кино-, видео-, осветительной) аппаратуры, склады для хранения реквизитов, костюмов, мебели - не менее 50 квадратных метров, комплекс для звукового оформления фильма: аппаратные, фонотека, зал перезаписи - не менее 100 квадратных метров, кино-, видеомонтажные - не менее 50 квадратных метров;

при реализации вузом ООП в области хореографического искусства высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку магистров танцевальными залами площадью не менее 75 квадратных метров, имеющими специализированные покрытия пола, балетные станки (палки) длиной не менее 25 метров погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7 метров на 2 метра на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудиопроигрыватели); учебный театр (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 квадратных метров, по элементам оборудования приближенный к условиям профессионального театра; парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные или иные инструменты); нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом; медиатеку (отдел технических средств обучения), включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением обучающихся методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи уроков и экзаменов танцевальных дисциплин, балетных спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных балетных трупп, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного и киноискусства (при этом доля видеозаписей хореографических произведений XX века должна составлять не менее 50 процентов общего фонда произведений хореографии); фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства, балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений, с возможностью осуществлять запись и компьютерную обработку музыки (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений XX века должна составлять не менее 50 процентов фонда);

при реализации вузом ООП в области изобразительного искусства минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя: учебные мастерские, оснащенные соответствующим специализированным оборудованием и инвентарем для занятий дисциплинами профессионального цикла; лекционные аудитории и кабинеты, оснащенные аудио- и видеоаппаратурой; специализированные учебные лаборатории и мастерские, методический фонд, натюрмортный фонд, выставочный зал, музей.

Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в объеме не менее двух часов на человека в неделю.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе для ремонта музыкальных инструментов.