11. Туристско-рекреационный комплекс
Северо-Западный федеральный округ обладает обширными рекреационными ресурсами, богатейшим культурным наследием и имеет благоприятные возможности для развития туристической отрасли, в частности въездного и внутреннего туризма. Развитие туристско-рекреационного комплекса Северо-Западного федерального округа осуществляется в русле мировых и российских тенденций отрасли.
Важную роль в развитии отрасли играет система ее нормативного регулирования. Так, в марте 2009 г. для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в туристических целях на пассажирских паромах, установлен безвизовый режим въезда и пребывания в нашей стране на срок до 72 часов. В число портов, через которые разрешен безвизовый въезд, вошли Большой порт Санкт-Петербург, Калининград и Выборг. Расширение практики кратковременного въезда туристов на территорию Российской Федерации на пассажиров аэропортов округа также будет способствовать росту въездного туризма в Северо-Западном федеральном округе.
Округ обладает выгодным географическим расположением, имеет доступ к нескольким морям. Есть возможность реализации совместных проектов с сопредельными регионами европейских стран в рамках продвижения макрорегиональных турпродуктов.
В округе имеются разнообразные природные (лес, речные и озерные системы, уникальные ландшафты и памятники природы, животный мир, рыбные ресурсы), климатические (белые ночи), социально-культурные и исторические объекты.
На территории округа размещены достопримечательности мирового наследия, внесенные в список ЮНЕСКО (Российская Федерация находится на 9-м месте в мире по количеству объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО). Из 24 российских объектов этого списка на территории Северо-Западного федерального округа находятся 8 объектов.
Наличие квалифицированных кадров и учебных заведений туристической направленности в гг. Санкт-Петербурге, Калининграде, Новгороде, Пскове и Петрозаводске также является фактором, содействующим развитию туризма.
Препятствуют развитию туризма недостаточно разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения, небольшое количество мест в гостиницах, слабое развитие объектов индустрии развлечений и низкий уровень благоустройства, отсутствие соответствующей международным требованиям отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма и дающей базу для оценки вклада туристической и смежных отраслей в экономику страны и регионов, неподготовленность местного населения большинства регионов к работе с туристами, отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории округа.
Развитие туризма в регионах Северо-Западного федерального округа на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для регионов и муниципалитетов, может ускорить их экономическое развитие и существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в них.
Позитивными факторами являются:
высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в отдельных регионах Северо-Западного федерального округа и сопредельного Центрального федерального округа, способствующие формированию регионального спроса на туристические услуги;
активная инвестиционная политика органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, способствующая привлечению иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристической инфраструктуры;
устойчивое восприятие округа как территории, привлекательной для внутреннего туризма;
возросший интерес граждан России к ее историко-культурному наследию и природным богатствам.
Угрозами для развития туристической индустрии являются:
конкуренция со стороны городов центральной России и сопредельных государств Европы;
разрушение объектов исторического и природного наследия из-за недостатка финансовых ресурсов на их восстановление, поддержание и развитие;
высокая чувствительность природных памятников и ландшафтов к антропогенному воздействию (вытаптывание почвы, повреждение растительности и др.);
риск снижения туристического потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристических объектов;
отток туристов в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем качества предоставляемых услуг и высокими ценами на них.
Туристско-рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Северо-Западный федеральный округ не обладает климатическими условиями, которые благоприятствовали бы развитию туризма и рекреации, но в нем сосредоточены уникальные объекты природного и культурно-исторического наследия. Именно они и являются главным фактором развития этой новой (для России) отрасли экономики. Главными стратегическими направлениями ее развития являются:
совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы;
развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц экономкласса (2 - 3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах;
совершенствование маркетинговой политики в туризме;
повышение конкурентоспособности туристических продуктов;
сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона российского культурного наследия и уникального памятника мировой культуры;
развитие человеческого фактора, предполагающее подготовку квалифицированных кадров для туризма и рекреации;
проведение эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;
повышение инвестиционной привлекательности туристического комплекса;
развитие научно-исследовательской базы туристической отрасли;
развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность объектов природного и культурно-исторического наследия;
развитие рекламы и создание брендов.
Наиболее важными мерами по реализации стратегических целей являются создание, развитие и модернизация туристической инфраструктуры, в том числе:
завершение строительства Морского пассажирского порта Санкт-Петербурга ("Морской фасад");
облегчение вопросов резервирования земель для туристических нужд;
содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок для создания объектов туристической инфраструктуры;
открытие судоходства на внутренних акваториях округа для спортивных и прогулочных судов под флагом иностранного государства;
развитие круизного судоходства на внутренних акваториях округа на судах российских компаний;
создание сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристических кластеров;
развитие традиционных ремесел, проведение творческих конкурсов, субсидирование и рыночное продвижение производств и предпринимателей в сфере местных индустрий, создание творческих кварталов в городах;
создание туристско-рекреационного кластера "Псковский" (г. Псков);
создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Псковская область);
реализация проекта сохранения и использования культурного наследия в России, включающего Покровскую башню Псковского кремля и Музейный квартал (Псковская область), парк Монрепо и Дом станционного смотрителя (Ленинградская область), Рюриково городище и Белую башню (Новгородская область), с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития;
реализация проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" (Вологодская область);
реализация мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности;
развитие туристско-рекреационного комплекса "Куршская коса", а также игорной зоны (Калининградская область);
создание финно-угорского этнокультурного парка в Республике Коми;
создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Русская Лапландия" на территории Мурманской области;
реализация проекта развития международного круизного и паромного сообщения на базе порта Мурманск "Арктическая гавань".
Также необходимо осуществить следующие меры:
координация региональных программ в области продвижения туристических продуктов, в том числе:
формирование и развитие информационных ресурсов в сфере туризма;
информационно-аналитическое обеспечение реализации программ развития туризма;
разработка межрегиональных маркетинговых программ продвижения северо-западной части России как уникальной туристической территории;
формирование межрегиональных туристических программ по территориям нескольких регионов (единые историко-культурные кластеры могут быть образованы на территориях Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Псковской областей, г. Санкт-Петербурга, отдельных муниципалитетов Республики Карелия, Вологодской и Архангельской областей);
формирование совместных с сопредельными государствами Европы международных туристических программ (Калининградская область - Республика Польша - Литовская Республика, Республика Карелия - Финляндия, Республика Коми - Ненецкий автономный округ - Мурманская область - Финляндия - Норвегия).
Наиболее перспективным направлением туристической деятельности является развитие:
событийного и делового туризма - привлечение массового или специализированного контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни округа, региона или населенного пункта (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники, соревнования, конференции и др.). Одной из целей Стратегии является вхождение к 2020 году г. Санкт-Петербурга в 20 ведущих конгрессных городов мира и в 10 конгрессных столиц Европы. Развитию делового туризма должно способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов во всех регионах Северо-Западного федерального округа;
круизного туризма (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия, Архангельская, Вологодская и Мурманская области);
экологического туризма (Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская, Калининградская и Мурманская области), имеющего в большей степени неорганизованный характер, чем другие виды туризма, не требующего высококачественного сервиса и инфраструктуры, но требующего государственного внимания к сохранению природных памятников и ландшафтов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей