11. Социально-экономическое развитие г. Санкт-Петербурга

Одним из 2 городов федерального значения является г. Санкт-Петербург, который занимает важное место в экономике и социальном развитии Северо-Западного федерального округа и России в целом. Его население к 2010 году достигло 4849,2 тыс. человек, территория составляет 1,4 тыс. кв. километров. После 1990 года г. Санкт-Петербург существенно изменил свою роль и функции в социально-экономическом развитии страны, стал крупнейшим центром внешнеэкономических связей России, где формируются новые элементы экономики и социального развития. Сохранилась и упрочилась роль Санкт-Петербурга как научно-образовательного и культурного центра. Велико его значение в производстве ряда важных для страны видов промышленной продукции. Вместе с тем г. Санкт-Петербург не остался в стороне от тех проблем, которые характерны для России в целом. Приграничное и приморское положение г. Санкт-Петербурга, его близость к Европейскому союзу и г. Москве в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию г. Санкт-Петербурга как важнейшего транспортного узла на направлении Россия - Европейский союз. Благоприятная экономическая конъюнктура позволит провести модернизацию существующих специализированных мощностей Большого порта Санкт-Петербург.

Наличие дворцовых, парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения в сочетании с ростом мирового туризма должно быть использовано для увеличения посещаемости г. Санкт-Петербурга туристами, что предполагает развитие туристической инфраструктуры в г. Санкт-Петербурге.

Многоотраслевая структура экономики и наличие сектора производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции в сочетании с высоким темпом институциональных и структурных реформ в Российской Федерации выдвигают г. Санкт-Петербург на одну из ведущих по конкурентоспособности позиций в стране и Балтийском регионе, создают предпосылки для привлечения и успешного развития перспективных отраслей экономики.

Совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации и увеличение мобильности населения способны сгладить проблемы рынка труда, обусловленные увеличением возраста населения и низкой продолжительностью жизни в г. Санкт-Петербурге.

Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку г. Санкт-Петербурга и успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов с ликвидацией неэффективных рабочих мест.

Город имеет значительный потенциал для успешного развития. Поэтому деятельность органов государственной власти г. Санкт-Петербурга должна быть ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.

Главной целью развития г. Санкт-Петербурга является стабильное улучшение качества жизни населения города с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования города как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Западного федерального округа.

Численность населения г. Санкт-Петербурга вырастет до 4,8 млн. человек. Будет достигнут положительный баланс естественного движения. Средняя продолжительность жизни увеличится до 73 лет. Среднегодовые темпы роста реальных доходов к 2020 году составят 108 - 109 процентов. Средняя обеспеченность общей жилой площадью превысит 30 кв. метров на 1 человека. Индекс физического объема валового регионального продукта составит в среднем за год 105 - 106 процентов, индекс промышленного производства - 104 - 105 процентов, индекс объема инвестиций в основной капитал - 108 процентов.

В г. Санкт-Петербурге, как крупнейшем центре науки, образования и инноваций, обладающем уникальным интеллектуальным потенциалом, система образования и науки на всех ее уровнях не только обеспечивает население и экономику знаниями и профессиональными навыками, результатами научных исследований и разработок, но и формирует социально активную личность.

На базе ведущих научных учреждений Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтов, а также занимающихся наукой подразделений в составе вузов сформированы и функционируют крупные научно-инновационные центры. Активную роль в инновационном процессе играют технопарки, ряд которых действует в режиме технико-внедренческой особой экономической зоны.

Роль петербургских организаций науки и учебных заведений на российском и мировом рынках образовательных и научных услуг традиционно высока и постоянно увеличивается, г. Санкт-Петербург стал признанным центром подготовки кадров не только общероссийского, но и международного значения с высокой долей иногородних российских и иностранных студентов.

В границах г. Санкт-Петербурга стало гораздо комфортнее и менее рискованно передвигаться. Выросла сеть автомобильных дорог непрерывного движения, развит общественный транспорт, в первую очередь метрополитен. Улицы не перегружены припаркованными автомобилями, появилась сеть привлекательных велосипедных и пешеходных дорог. Стали регулярными и удобными сезонные поездки по воде, для преобладающей части грузовых передвижений используются специальные дороги или дорожные полосы.

Заметно изменилось использование территории г. Санкт-Петербурга. Увеличилось количество и разнообразие общественных, деловых и обслуживающих центров различного уровня и профиля, выросла возможность выбора жилых комплексов с самыми разными характеристиками, а также увеличена площадь зеленых насаждений в пределах городской черты. Появилось больше возможностей для проведения досуга как индивидуального, так и коллективного. Территории различного функционального использования, промышленного, транспортного, жилого и рекреационного, не оказывают взаимного отрицательного влияния. Освобождается от промышленных предприятий береговая полоса в устье р. Невы, производственные мощности сосредоточиваются главным образом вне центра г. Санкт-Петербурга, их влияние на состояние окружающей среды строго контролируется. Завершается снос и реконструкция зданий первых серий массовой застройки по мере появления условий рентабельного освоения занятых ими территорий, повышаются общие стандарты качества жилья. Будут реализованы крупные проекты преобразования отдельных зон комплексного освоения территории г. Санкт-Петербурга "Балтийская жемчужина", "Новая Голландия", "Морской фасад". В рамках развития юго-западной части г. Санкт-Петербурга будет создан город-спутник Южный.

В установленном порядке осуществлен снос (реконструкция) многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции). Существенно уменьшилось количество коммунальных квартир.

Общее имущество многоквартирных домов, включающих лестницы, чердаки, подвалы и дворы, приведено в состояние, соответствующее высокому уровню технической эксплуатации, содержания и ремонта жилищного фонда. Дворовая территория жилых домов комплексно благоустроена. Обеспечена безопасность проживания в домах. Население имеет возможность выбора компаний, управляющих жилыми комплексами.

Создана эффективная система учета жилищного фонда, учитывающая информацию о жилых помещениях в многоквартирных домах.

Произошла замена технологии предоставления услуг связи на основе соответствующего проекта.

Основу экономики города составляют наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности, транспорт, туризм, наука, образование, финансы и кредит, страхование, торговля, информатизация и связь. В структуре валового регионального продукта преобладают услуги в области туризма, торговли, общественного питания, в банковской сфере и культуры (свыше 65 процентов). Среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта составляют не менее 6 - 8 процентов.

Заметное место в валовом региональном продукте занимает интеллектуальная составляющая, в частности научно-технические разработки, ноу-хау и программное обеспечение. В результате инициатив бизнеса и научных организаций создана сеть технопарков, организационно связанных с крупнейшими техническими университетами г. Санкт-Петербурга. Мировое признание получили разработки в области энергетических и ресурсосберегающих технологий, экологически чистой переработки отходов.

Объекты инженерно-энергетического комплекса г. Санкт-Петербурга модернизированы и полностью обеспечивают потребности потребителей.

Промышленные предприятия обретают способность быстро перестраиваться, реагируя на изменения внутреннего и внешнего спроса. Они развиваются на базе инновационных технологий и грамотного менеджмента.

В структуре промышленности лидирующее положение занимают машиностроительные и пищевые производства. В то же время происходит ускоренное обновление основного капитала (инвестиции в него растут в среднем на 7 - 8 процентов в год). Возрастает удельный вес высокотехнологичных наукоемких производств. Они находят все большее применение в сферах производства энергетического оборудования, вооружений и военной техники, приборостроения, автомобилестроения, а также в судостроении.

Малый бизнес становится все более значимым не только в традиционных для него секторах, но и в сфере инноваций. Заметным становится венчурное предпринимательство. В результате благоприятных институциональных изменений, снижающих риски и устанавливающих четкие правила деятельности, существенно уменьшается доля малого бизнеса, занимающегося скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельностью.

Транспортный комплекс получает дальнейшее развитие, Большой порт Санкт-Петербург расширяет свои мощности и пропускную способность.

Город входит в число крупнейших транспортно-транзитных центров Европы. Годовой объем грузоперевозок составляет не менее 500 млн. тонн.

Происходит комплексное развитие всех видов внешнего транспорта в составе Санкт-Петербургского транспортного узла, а также связанных с ним экспедиторских, финансовых, логистических и страховых услуг.

Транспортно-транзитный комплекс г. Санкт-Петербурга работает на качественно новой основе. Он обеспечивает не только перевалку и транспортировку грузов, но и оказание логистических сервисных услуг. Активно развивается сеть терминально-складских комплексов, выполняющих в том числе и дистрибутивные функции.

Планируется функционирование современных объектов транспортной инфраструктуры, в частности кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, комплекс защитных сооружений от наводнений, Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель под р. Невой (в рамках развития Волго-Балтийского водного пути), морской пассажирский терминал на Васильевском острове и новые грузовые терминалы Большого порта Санкт-Петербург, скоростные железные дороги до гг. Москвы, Хельсинки и Нижнего Новгорода, платная автомагистраль до г. Москвы. Аэропорт Пулково преобразован в крупный пересадочный комплекс, обеспечивающий обслуживание пассажиропотоков в направлениях международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток", действует новый терминал пропускной способностью 30 млн. пассажиров в год.

В деятельности Большого порта Санкт-Петербург определяющую роль играют ориентация на специализацию перевалочных мощностей и изменение структуры грузопотоков в пользу наиболее дорогих, технологичных и экологически чистых грузов, прежде всего контейнерных, рефрижераторных и накатных. Функционирует система тыловых терминалов, обеспечивающих перенос максимально возможного объема операций с грузом за пределы порта (система "сухого порта" прежде всего в отношении контейнерных грузов). Функционируют морские грузовые терминалы в районах гг. Бронка-Ломоносов, Кронштадт и пос. Горская, перевалочные мощности на потенциальных намывных территориях Канонерского острова и 5-го района порта.

Город является центром туризма мирового значения, и его посещают 8 млн. гостей в год. Единовременная вместимость гостиниц, мотелей и иных объектов размещения составляет не менее 100 тыс. мест. Среднегодовой уровень заполняемости отелей возрос до 77,5 процента. Туристические организации укомплектованы профессиональными кадрами, подготовка которых ведется в г. Санкт-Петербурге.

Налажена устойчивая сеть международных и межрегиональных туристских связей. Ведется надежная туристическая статистика. Обеспечена безопасность российских и иностранных туристов. Постоянно обновляется и активно реализуется маркетинговая стратегия в сфере туризма, обеспечивающая продвижение туристского продукта г. Санкт-Петербурга, в том числе делового, образовательного и водного, на международный рынок туристских услуг.

Как позитивные, так и негативные процессы в той или иной степени отражаются на жизнедеятельности г. Санкт-Петербурга как неотъемлемой части Российской Федерации. Достижение главной цели развития г. Санкт-Петербурга возможно на основе оказания активного управленческого воздействия на ведущие отрасли хозяйственного комплекса и социальной сферы. Это предполагает необходимость скоординированной и организованной работы исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления г. Санкт-Петербурга и подведомственных им учреждений, а также соответствующее участие со стороны предпринимательских кругов, учреждений науки, общественных организаций и широких слоев населения г. Санкт-Петербурга.