Северо-Западный федеральный округ характеризуется наиболее развитой среди регионов России лесоперерабатывающей промышленностью, имеющей выраженную ориентацию на экспорт. В стоимостном выражении товары группы "Древесина, бумага и изделия из них" составляют около 8 процентов общего объема экспорта и устойчиво занимают 3-е место, уступая лишь топливно-энергетическим товарам и товарам группы "Металлы и изделия из них". Лесопромышленный комплекс играет важную роль в экономике округа, его удельный вес в общем объеме промышленного производства округа составляет около 13 процентов. В ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, этот показатель выше и составляет в Республике Карелия - 33,7 процента, в Архангельской области - 16,2 процента и в Новгородской области - 16 процентов.
Значимые предприятия по выпуску продукции целлюлозно-бумажного производства сосредоточены в Архангельской и Ленинградской областях, в Республике Карелия и Республике Коми.
Основная доля лесных ресурсов (общий запас древесины) в Республике Коми составляет 29,3 процента, в Архангельской области - 25,8 процента, в Вологодской области - 16,3 процента. В вывозе древесины более 70 процентов объема определяют Республика Карелия - 17,4 процента, Республика Коми - 18,4 процента, Архангельская область - 26 процентов, Вологодская область - 26 процентов.
Высокая обеспеченность лесными ресурсами, близость европейского рынка и развитая портовая инфраструктура являются конкурентными преимуществами лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа.
К основным тенденциям развития лесного сектора округа следует отнести:
сохранение высокой доли экспорта древесного сырья в виде различных сортаментов круглых лесоматериалов, что приводит к удорожанию сырья на внутреннем рынке;
увеличение доли продукции глубокой переработки в общем объеме обработки, в том числе увеличение объемов производства древесных материалов в облагороженном виде, клеевых материалов из цельной древесины;
использование древесины в качестве энергоносителя для собственных нужд предприятия и производства топливных гранул, предназначенных для экспорта;
увеличение использования импортного деревообрабатывающего оборудования, позволяющего производить более конкурентоспособную продукцию.
Среди основных проблем развития следует отметить:
ухудшение размерно-качественных характеристик лесного фонда вследствие невостребованности промышленностью мягких лиственных пород древесины, в первую очередь осины, а также недостаточное количество лесокультурных мероприятий и мероприятий по лесовосстановлению;
несовершенство ряда положений законодательной базы на федеральном и региональном уровнях в области управления лесами, включая обеспечение охраны лесов от незаконных рубок, пожаров, защиты от вредителей и болезней, обеспечение развития инфраструктуры лесных регионов, использование рекреационных функций леса, недревесных лесных ресурсов, туризма;
инфраструктурные ограничения освоения новых лесных массивов, в том числе:
низкая транспортная доступность лесных участков, отсутствие инженерных сетей;
амортизация оборудования (отсутствие свободных денежных средств для развития производства);
высокая доля неучтенных объемов лесозаготовок и вывозки леса;
противоречия между арендной формой лесопользования и интересами территорий и населения.
Конкурентными преимуществами являются:
наличие в достаточном количестве собственного сырья для значительного увеличения объемов производства основных видов конкурентоспособной древесной продукции, в первую очередь из цельной древесины (пиломатериалов, фанеры, клееной древесины);
востребованность на мировом лесном рынке древесной продукции, в первую очередь конструкционных пиломатериалов, фанеры, древесных полуфабрикатов;
близость сухопутных границ со странами Европейского союза и наличие морских лесных портов;
наличие опыта работы на высокотехнологичном оборудовании мировых станкостроительных фирм;
наличие учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования для подготовки кадров, а также научного обеспечения сопровождения лесного сектора экономики.
В качестве угроз можно рассматривать:
низкий уровень привлечения местного населения на лесоразработки и предприятия комплекса (преобладает иногородняя рабочая сила);
низкая эффективность существующей системы охраны лесов от незаконных рубок, пожаров, вредителей и болезней;
ухудшение породной структуры древостоев, увеличение объемов быстрорастущих маловостребованных мягких лиственных пород древесины, снижающееся воспроизводство хвойных пород;
наличие морально и физически стареющего оборудования, низкий уровень отечественного деревообрабатывающего станкостроения;
вырубка лесов вблизи сети транспортных артерий общего пользования, снижение объемов ввода лесовозных дорог.
К проблемам развития лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа относится также недостаток высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья и отходов, что влечет преобладание производства продукции 1-й стадии обработки. Слабое развитие лесной транспортной инфраструктуры сдерживает расширение экономически доступных лесных ресурсов, в результате чего в ряде случаев наблюдается недостаточность лесосеки, необходимой для работы комплекса. В целом комплекс округа характеризуется низким уровнем эффективности производства, слабыми интеграционными процессами и отсутствием комплексного подхода к освоению сырьевых ресурсов региона.
Стратегия развития лесопромышленного комплекса округа предусматривает:
расширение работ по лесовосстановлению;
совершенствование управления качеством древостоев, породной структурой лесного фонда путем проведения различных лесокультурных мероприятий, а также путем вовлечения древесины мягких лиственных пород в промышленное производство;
обращение к федеральным органам государственной власти в части усиления властных полномочий работников лесоохраны с целью уменьшения объемов нелегальных рубок;
содействие развитию внутреннего спроса на продукцию из древесины путем развития деревянного заводского домостроения, требующего увеличения объемов производства пиломатериалов, фанеры и древесных плит, в первую очередь стружечных плит;
расширение и модернизацию целлюлозно-бумажных комбинатов с целью увеличения объемов переработки мелкотоварных круглых лесоматериалов, технологической щепы, вырабатываемой на лесопильных предприятиях, а также увеличение производства высших сортов полиграфической и санитарно-гигиенической бумаги;
диверсификацию ассортимента лесопильно-деревообрабатывающих производств путем углубления степени переработки древесины для получения клееной продукции (клееный брус, клееный брусок, клееный щит), востребованной как на внутреннем, так и внешнем рынке;
широкое использование древесных отходов для получения тепловой и электрической энергии для собственных нужд предприятий, а также для коммунальных служб населенных пунктов;
содействие развитию экотуризма, использование рекреационных функций леса, его недревесной продукции;
создание на базе Санкт-Петербургской лесотехнической академии университетского комплекса по подготовке специалистов в области среднего и высшего образования по специальностям лесного сектора экономики в целях разработки научно обоснованных решений для регионов Северо-Западного федерального округа.
Основным механизмом достижения поставленных целей является реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Самым крупным проектом Республики Коми в области освоения лесов является проект создания и модернизации лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В Вологодской области важнейшими проектами развития лесного комплекса являются проведение реконструкции производственных мощностей на целлюлозно-бумажных комбинатах, строительство новой фабрики по производству импортозамещающей мелованной печатной бумаги высокого качества и строительство предприятия по производству стружечных плит в г. Соколе.
В Новгородской области предусматривается увеличение количества производств с высокой степенью переработки сырья. Будут выведены на проектную мощность крупные лесоперерабатывающие заводы, реализованы новые проекты - производство древесно-стружечных плит, изготовление большого формата фанеры.
Предусматривается формирование структур производственной кооперации, охватывающих полный цикл производства - от ведения лесного хозяйства и лесозаготовок до производства продукции высокой степени переработки и создания современного лесного кластера.
В Республике Карелия важное значение будет иметь реализация инвестиционной программы развития Сегежского целлюлозно-бумажного комбината (проект "Белый медведь").
Другими проектами, имеющими стратегическое значение, являются:
создание центра глубокой (безотходной) лесопереработки производственной мощностью 750 тыс. куб. метров готовой продукции в год на территории Усть-Куломского района (Республика Коми);
создание производства древесных топливных гранул (пеллет) в пос. Березник (Архангельская область);
строительство деревообрабатывающего комбината в г. Архангельске мощностью 95 тыс. куб. метров в год клееного бруса и строганых изделий для каркасного домостроения (Архангельская область);
строительство завода по производству древесных топливных гранул (пеллет) в пос. Бежаницы (Псковская область);
создание лесоперерабатывающего комплекса по производству древесных топливных гранул (пеллет) мощностью 1 млн. тонн в год (Ленинградская область).
Важное значение будет иметь внедрение механизмов государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей