14. Внешнеэкономическая деятельность
Северо-Западный федеральный округ имеет уникальное географическое положение и единственный из округов непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Северной Европы, Содружеством Независимых Государств, связан через Балтийское море с Федеративной Республикой Германия, Королевством Швеция, Королевством Дания и через морские пути с другими европейскими странами, имеет развитые экономические и культурные связи с зарубежными партнерами.
В 2010 году внешнеторговый оборот Северо-Западного федерального округа составил 76748,3 млн. долларов США, что в 1,8 раза больше объема оборота за 2009 год. Объем экспорта составил 36890,7 млн. долларов США, а импорта - 39857 млн. долларов США. Экспорт увеличился на 16 процентов, импорт - на 36,5 процента.
Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка Северо-Западного федерального округа на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте округа составляет свыше 90 процентов.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, лидируют в экспорте г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. В импорте 1-е место занимает г. Санкт-Петербург, 2-е место - Калининградская область, 3-е место - Ленинградская область. Следует отметить, что распределение стоимостных объемов экспорта и импорта по субъектам Северо-Западного федерального округа в 2010 году по сравнению с 2008 годом практически не изменилось. В товарной структуре экспорта 1-е место занимают минеральные продукты, 2-е место - металлы и изделия из них, 3-е место - древесина, бумага и изделия из них.
В 2010 году участниками внешнеэкономической деятельности ввозились товары из 155 стран мира. В товарной структуре импорта 1-е место занимали машины, оборудование, транспортные средства, 2-е место - продовольственные товары и сырье для их производства, 3-е место - продукция химической промышленности.
Северо-Западный федеральный округ участвует в ряде региональных программ приграничного сотрудничества, направленных на реализацию широкого круга задач в регионе Балтийского моря и Северной Европы. К ним относятся Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря, партнерство "Северное измерение", охватывающее территорию сотрудничества всех вышеназванных организаций.
В 2010 году товарооборот с приграничными странами составил 11 процентов общего товарооборота региона.
Приоритет в приграничной торговле принадлежит Финляндской Республике. Экспортировались топливо минеральное, древесина и изделия из нее, а также химическая продукция. Из Финляндии поставлялись молочные продукты, бумага и картон, машиностроительная продукция и изделия из пластмасс.
Среди приграничных стран в 2010 году по объему торговли 2-е место занимает Республика Польша. Основными статьями экспорта в Польшу являлись топливо, черные металлы и древесина, импорта - электрооборудование, пластмассы, фрукты, средства наземного транспорта. На 3-м месте по объему торговли находится Латвийская Республика. Наиболее значимыми по стоимости в Латвию осуществлялись поставки минерального топлива, черных металлов, древесины и химической продукции, импортировались рыба, продукция растениеводства и машиностроительная продукция.
В Королевство Норвегия экспортировались минеральные продукты, алюминий, древесина и черные металлы. В импорте преобладали поставки рыбы и морепродуктов. В Литовскую Республику экспортировались минеральные продукты и удобрения. Из Литвы ввозились живые животные, пластмасса и бумага. В Эстонскую Республику экспортировались топливо, удобрения, древесина, ввозились оборудование, молочная продукция и рыба.
Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из основных инструментов социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. Расширение внешнеэкономических связей должно сопровождаться усилением конкурентных отношений и стабильностью позиций региона в системе международных конкурентных связей. Необходима разработка и принятие адекватных мер по обеспечению экономической безопасности как в материально-техническом, так и в социальном плане. Применительно к специфике округа стратегические направления развития должны предусматривать:
реализацию на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества;
расширение масштабов производства, занятости в экспортных отраслях;
формирование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения импортных поставок, накопления резервов и обслуживания международных обязательств по ценным бумагам;
создание предпосылок для повышения конкурентоспособности производимой продукции;
обеспечение благоприятных условий для экспорта продукции предприятий округа;
удовлетворение потребностей округа в высококачественном сырье, не производящемся в рамках национальной экономики либо производящемся в недостаточном количестве (продовольствие, сырье для предприятий цветной металлургии и др.);
обеспечение округа товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического значения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях);
модернизацию производственного и технологического потенциала предприятий округа;
формирование конкурентной среды для внутренних производителей округа;
в сфере внешнеэкономической деятельности:
укрепление и расширение торговли с сопредельными государствами;
расширение внешнеэкономических связей;
создание благоприятных условий для приграничного сотрудничества;
создание и развитие таможенно-логистической инфраструктуры в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации;
перемещение мест совершения таможенных операций за пределы городов и жилых массивов;
в сфере иностранных капиталовложений:
расширение масштабов регионального накопления и проведение опережающей (по сравнению с другими округами) реконструкции и модернизации хозяйственного комплекса округа;
создание предпосылок для взаимосвязи российского и зарубежного капиталов с целью укрепления позиций округа на внешних рынках и развития импортозамещающих производств;
в сфере капиталовложений за рубежом:
продвижение продукции с высокой степенью переработки на внешние рынки, развитие инфраструктуры для зарубежной поддержки экспорта округа;
участие в зарубежных производствах для гарантированного обеспечения российского рынка необходимыми товарами и услугами или для извлечения прибыли;
формирование устойчивых кооперационных связей для общего укрепления позиций округа в системе мировой экономики;
участие округа в конверсии задолженности зарубежных государств в инвестиции;
в сфере обеспечения экономической безопасности:
создание системы защиты округа от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры;
диверсификацию внешних рынков для стабилизации экспорта предприятий округа;
обеспечение гарантированного снабжения округа необходимыми импортными сырьем и товарами;
сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства) ряда важнейших товаров и технологий стратегического значения, невзирая на импортную конкуренцию;
дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности округа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей