Агропромышленный комплекс в силу неблагоприятных природно-климатических условий на большей части территории Северо-Западного федерального округа развит крайне слабо. Уровень сельского хозяйства не обеспечивает местное население продуктами питания, а промышленность - сырьем. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве и разведении особых пород рыб. На севере округа развито оленеводство. Основными сельскохозяйственными культурами являются зерновые культуры, картофель, овощи и лен. Земледелие развито в южных районах округа - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Калининградской областях.
Льносеющими регионами являются Вологодская, Новгородская и Псковская области, где агроклиматические условия являются наиболее благоприятными для получения высокого стеблестоя с повышенным содержанием волокна хорошего качества.
Анализ ситуации в льняном комплексе округа показал, что посевы льна-долгунца резко снизились с 23,7 тыс. гектаров в 1996 - 2000 годах до 11,5 тыс. гектаров в 2009 году (данные Федеральной службы государственной статистики). Вологодская область имеет самое большое в России льняное поле, соответствующее 10 тыс. гектаров, Новгородская область - 0,9 тыс. гектаров и Псковская область - лишь 490 гектаров. Основной причиной снижения посевных площадей льна-долгунца являются высокие издержки его производства - трудозатраты на возделывание 1 гектара этой культуры в 3,5 раза выше трудозатрат возделывания 1 гектара зерновых культур.
В Вологодской области, которая является районом традиционного льноводства, разработана программа "Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 - 2012 годы", в рамках которой предусмотрено увеличение валового сбора льняной соломы до 15,5 тыс. тонн, сохранение посевных площадей на уровне 10 тыс. гектаров с реконструкцией и модернизацией существующих льнозаводов и строительством 2 новых предприятий с углубленной переработкой короткого льноволокна в модифицированное волокно и строительный утеплитель.
Экономический потенциал Вологодской области позволяет успешно развивать производство льна. В области разработан проект, связывающий в единую цепочку весь процесс, от выращивания и переработки льна до производства тканей и изделий из них.
Природно-климатические условия Архангельской области благоприятны для производства семенного картофеля высоких репродукций. С 2006 года осуществляется работа по формированию банка здоровых сортов картофеля (в коллекции 2009 года около 200 сортов отечественной и зарубежной селекции). Производство семян картофеля высоких репродукций как экспортной составляющей товарной продукции растениеводства является инвестиционно привлекательным.
Наиболее развитой отраслью животноводства в округе является молочное скотоводство. Общее поголовье коров по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 357 тыс. голов, что меньше по сравнению с 1990 годом более чем на 70 процентов. Следует отметить, что с начала реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Государственная программа), темпы снижения поголовья коров несколько замедлились.
В округе за последние годы также наметилась тенденция замедления темпов снижения производства молока. В 2009 году в округе получено 1790,8 тыс. тонн молока, что на 0,9 процента меньше уровня 2008 года. Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Западного федерального округа, превысили показатель продуктивности коров. В округе надой молока в расчете на одну корову в 2009 году составил 5802 килограмма, что на 1337 килограммов выше показателя в целом по России. Лидирующее место по этому показателю в Российской Федерации занимает Мурманская область (7360 килограммов), за ней следует Ленинградская область (6881 килограмм).
В 2009 году в округе увеличено производство яиц (4161,8 млн. штук, или 109,4 процента к уровню 2008 года). В Вологодской и Ленинградской областях уровень производства яиц превысил уровень 1990 года.
В округе по сравнению с уровнем 2005 года поголовье свиней увеличилось на 38,3 процента и птицы - на 24,8 процента. В Ленинградской области поголовье свиней увеличилось в 3,4 раза и в Калининградской области - в 1,7 раза. В Новгородской области поголовье птицы увеличилось в 3,9 раза, Архангельской области - в 1,6 раза, Псковской области - в 1,5 раза.
Пищевая промышленность округа в основном представлена предприятиями мясо- и молокоперерабатывающей, хлебопекарной и мукомольно-крупяной отраслей.
В 2009 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности округа выработано 294,3 тонны мяса и субпродуктов, что составляет 120,3 процента к 2008 году, цельномолочной продукции - 1189,3 тыс. тонн (103,6 процента), масел растительных - 193,4 тонны (171,2 процента).
В Калининградской области находится крупнейший в Российской Федерации производственный комплекс по переработке сои, который имеет мощности по переработке рапса.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в целом по округу в 2010 году составил 102 процента к 2009 году, в то время как в целом по Российской Федерации - 88,1 процента.
Основными производителями продукции сельского хозяйства в округе остаются сельскохозяйственные организации, доля которых в производстве зерна в 2009 году составила более 90 процентов, льноволокна - более 80 процентов, мяса скота и птицы (в живом весе) - 86,5 процента, молока - 77,3 процента и яиц - 96 процентов.
Наибольшая доля в производстве картофеля (76,3 процента) и овощей (более 60 процентов) принадлежит хозяйствам, которыми также производится более 12 процентов мяса скота и птицы, более 20 процентов молока и 3,4 процента яиц.
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве зерна в 2009 году составила 8,5 процента (по России - 21,9 процента), картофеля - 7,7 процента (5,8 процента), овощей - 5,8 процента (10,3 процента), мяса - 1,3 процента (3,3 процента), молока - 2,6 процента (4,4 процента), яиц - 0,3 процента (0,8 процента).
Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 (далее - Программа).
Программа реализуется с 2003 года на основе взаимодействия органов власти всех уровней, с использованием бюджетных средств, а также с привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
С 2008 года Программа является неотъемлемой частью Государственной программы.
Строительство жилья и объектов социально-инженерной инфраструктуры осуществляется преимущественно в сельских населенных пунктах, где активно развивается сельскохозяйственное производство, строятся производственные объекты агропромышленного комплекса, в том числе животноводческие комплексы.
По итогам реализации мероприятий Программы в 2003 - 2009 годах в округе за счет всех источников финансирования приобретено 346,65 тыс. кв. метров жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов с 2006 года - 123,76 тыс. кв. метров. Кроме того, построено 220,22 километра локальных водопроводов, введено в действие 433,9 километра распределительных газовых сетей, что позволило довести уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 46 процентов, а уровень газификации сельского жилищного фонда - до 16,5 процента.
Вместе с тем современное состояние агропромышленного комплекса нельзя признать удовлетворительным. Посевные площади за последние 20 лет сократились в 2,3 раза, поголовье крупного рогатого скота в 4,4 раза, северных оленей - более чем на 20 процентов.
Помимо низкой продуктивности земли для региона в целом и для большинства его территорий характерна низкая обеспеченность населения сельскохозяйственными землями. Если в среднем по России в расчете на одного жителя приходится 1,36 гектара сельскохозяйственных угодий, из них 0,83 гектара пашни, то в Северо-Западном федеральном округе - соответственно только 0,385 и 0,226 гектара, что почти в 4 раза меньше.
С учетом рациональной нормы потребления округ не в полной мере обеспечивает себя мясом и мясопродуктами, молоком и молокопродуктами, овощами за счет собственного производства. Основной проблемой является зависимость от завоза продовольствия из других регионов, вследствие чего население округа недостаточно обеспечено основными продуктами питания.
Чрезвычайно напряженной является ситуация с обеспечением сельскохозяйственных предприятий кадрами, вызванная низким уровнем оплаты труда в отрасли, развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.
Стратегическим направлением в развитии агропромышленного комплекса является увеличение объемов производства, достаточное для обеспечения региональной продовольственной безопасности, развитие производства свежей и скоропортящейся продукции для снабжения городов региона, реализация социальной функции сельского хозяйства (во многих случаях сельскохозяйственные предприятия являются единственными градообразующими объектами).
Приоритетное значение в развитии комплекса имеет молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, овощеводство, производство кормов, звероводство и льноводство. Основой развития станут крупные и средние сельскохозяйственные предприятия, работающие по новым технологиям, в том числе в кооперации с крупными промышленными фирмами. Необходимо усилить государственную поддержку сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности (с доведением ее до уровня, который имеет место в странах со сходными природно-климатическими условиями), обеспечить развитие механизмов государственной поддержки. Важным направлением является развитие на новой основе инфраструктуры, обслуживающей сельскохозяйственные предприятия.
Сохранит свое значение фермерский сектор сельского хозяйства, что потребует поддержки кооперации в этом секторе, развития центров технического и иного обслуживания фермерских хозяйств.
Развитие агропромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа должно быть направлено на формирование продовольственных ресурсов, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, обеспечение потребностей населения округа в доступных и высококачественных отечественных продуктах питания в соответствии с рекомендуемыми рациональными нормами потребления пищевых продуктов.
Предусматривается, что в 2011 - 2020 годах преобразования в агропромышленном комплексе Северо-Западного федерального округа должны осуществляться в рамках реализуемой Государственной программы, а также разрабатываемого проекта государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы с выделением следующих приоритетов:
экономические - усиление государственной поддержки и государственного регулирования развития агропромышленного производства, совершенствование межотраслевых экономических отношений;
территориально-отраслевые - совершенствование территориальной специализации и взаимодействия входящих в состав округа субъектов Российской Федерации в производстве, материально-техническом и научном обеспечении агропромышленного комплекса;
институциональные - восстановление крупнотоварного производства и предприятий с индустриальной технологией, эффективной системы государственного управления и экономической поддержки предприятий агропромышленного комплекса всех форм собственности;
инновационные - усиление государственной поддержки сельскохозяйственной науки, формирование и реализация региональных инновационных программ повышения научно-технического уровня агропромышленного комплекса с учетом разрабатываемой технологической платформы, касающейся биоиндустрии и биоресурсов;
инвестиционные - приоритетное финансирование восстановления и развития машинно-тракторного парка и грузового автотранспорта, в том числе специализированного, восстановления и развития отрасли кормопроизводства, в том числе производства фуражного зерна как базы для развития и повышения эффективности молочного скотоводства - ведущей отрасли сельского хозяйства округа, восстановления и повышения плодородия почв, мелиорации земель;
социальные - усиление социальной направленности аграрной политики за счет повышения уровня доходов и улучшения условий жизни на селе, создания в сельской местности новых рабочих мест для категорий работоспособного населения, развития приусадебного и фермерского производства, восстановления и развития на селе социально-культурной инфраструктуры.
Механизмами решения стратегических направлений развития агропромышленного производства являются:
привлечение инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;
повышение доступности кредитных ресурсов для производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации;
повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
совершенствование механизма предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;
формирование устойчивого землепользования субъектов сельскохозяйственного производства;
совершенствование государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции;
совершенствование кадрового обеспечения сельского хозяйства, в том числе посредством подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства, привлечения и закрепления квалифицированных кадров для сельского хозяйства;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности:
в животноводстве - посредством реконструкции и строительства животноводческих помещений с использованием высокопроизводительного оборудования и современных технологий, увеличения производства и реализации высококачественной племенной продукции, совершенствования племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, повышения обеспеченности кормами собственного производства, а также развития традиционной для округа отрасли животноводства - молочного скотоводства, сохранения и развития северного оленеводства, стабилизации поголовья северных оленей, эффективного использования кормовых ресурсов оленьих пастбищ;
в земледелии и растениеводстве - путем восстановления, сохранения и повышения плодородия почв, внедрения современного оборудования и технологий производства картофеля и овощей, увеличения доли площадей, засеваемых элитными семенами, совершенствования технологии заготовки кормов, государственной поддержки, направленной на компенсацию части затрат по проведению сельскохозяйственными товаропроизводителями известкования по ставке из расчета на 1 гектар;
в льняном комплексе - путем восстановления в полном объеме бюджетного субсидирования мероприятий по развитию льняного комплекса.
В целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и повышения плодородия почв необходимо в период до 2020 года выполнить работы по сохранению в сельскохозяйственном обороте до 400 тыс. гектаров угодий, защите от водной эрозии, затопления и подтопления до 235 тыс. гектаров, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем на площади 115 тыс. гектаров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей