8. Социально-экономическое развитие Мурманской области
Мурманская область (территория - 144,9 тыс. кв. километров, численность населения - 798,2 тыс. человек) почти вся находится за Полярным кругом. Незамерзающий морской порт, значительные минеральные богатства и биоресурсы, а также высокий уровень образовательного, научно-технического и инновационного потенциала обусловили формирование области как экономически развитого и стратегически важного региона страны. Базирование здесь Северного военно-морского флота усиливает военно-стратегическое и геополитическое значение области, особенно в условиях повышения конкуренции за ресурсы Арктики. Мощности железнодорожного и морского транспорта, включая атомный ледокольный флот, являются ключевым элементом всей транспортной системы Севера России. Здесь берет начало Северный морской путь.
В области производится почти весь апатитовый и нефелиновый концентрат, около 45 процентов никеля, 11 процентов товарной железной руды, 14 процентов товарной пищевой рыбной продукции при доле вылова рыбы и добыче других морепродуктов, составляющих 16,5 процента. В составе Северо-Западного федерального округа по большинству экономических показателей область занимает 3 - 4 место, а по некоторым показателям имеет даже более высокий рейтинг.
В рамках сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе осуществляется двустороннее и многостороннее взаимодействие в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования, культурных обменов и туризма, а также в сфере реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.
Благоприятные возможности для развития региона создают принятые на федеральном уровне решения по перспективам реализации крупномасштабных проектов, связанных с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексным развитием Мурманского транспортного узла. В то же время следует учитывать такие факторы, как отсутствие на государственном уровне четко выраженных и обоснованных приоритетов по освоению нефтегазовых провинций, а также возникшие новые условия для принятия инвестиционных решений компаниями сырьевого сектора, связанные с неопределенностью энергетических рынков в настоящий момент и общемировыми политическими акцентами в пользу "безуглеродной" энергетики.
Проблемы Мурманской области, связанные с низким уровнем диверсификации экономики, необходимостью модернизации портовой инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, экологическими рисками и неосвоенностью уникального природного потенциала территории, значительно снижают возможности устойчивого регионального развития.
Наибольшее влияние на развитие региона способен оказать проект комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Он имеет стратегическое значение в целом для России, поскольку создаст мощный задел для будущего освоения углеводородных ресурсов Арктики. Проектом предусмотрена подводная добыча природного газа, строительство завода по производству сжиженного газа. Со Штокмановского газоконденсатного месторождения будут осуществляться поставки природного газа по магистральному трубопроводу Териберка - Мурманск - Волхов для потребителей Северо-Западного региона России и для экспортных поставок в страны Западной Европы, а также поставки сжиженного природного газа на рынки Европы.
Вокруг проекта будет сформирован технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике. В рамках кластера необходимо укрепить позиции геолого-геофизических и поисково-разведочных предприятий, размещенных в Мурманской области, использовать объем знаний об Арктике, накопленный за несколько десятилетий работы Учреждением Российской академии наук Кольским научным центром РАН и другими научными организациями региона.
Важнейшее значение для Северо-Западного федерального округа имеет реализация проекта комплексного развития инфраструктуры Мурманского транспортного узла.
Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, международного транспортного коридора "Север - Юг", а также грузов углеводородного сырья, связанных с разработкой и эксплуатацией шельфовых месторождений. В рамках проекта планируется строительство новых портовых перегрузочных комплексов, морского контейнерного и логистического терминалов, развитие сети подъездных железнодорожных и автомобильных дорог, а также других объектов. По сути, проект создания Мурманского транспортного узла представляет собой транспортно-логистический кластер, включающий транспортные, логистические и стивидорные компании, а также владельцев грузов. Особенность формирования кластера заключается в привлечении средств государства и частных компаний на основе принципа государственно-частного партнерства и создании на территории Мурманского транспортного узла портовой особой экономической зоны.
Для того чтобы в полной мере использовать инновационный и высокотехнологичный потенциал стратегических проектов, на территории области будут сформированы кластеры, связанные с добывающими производствами в горно-металлургическом комплексе региона, добычей и переработкой рыбных ресурсов, а также с развитием туризма.
В силу того что характерной особенностью минерального сырья Мурманской области является его комплексный состав, в регионе оформится целостная группа из 2 кластеров - горно-химического и горно-металлургического. В области работают 2 крупные горно-химические компании, в стадии становления находится новый горно-химический комплекс.
Все компании производят апатитовый и нефелиновый концентраты, имеют своих поставщиков и потребителей. Компании могут улучшить свои экономические показатели, создав общие сети конкурирующих поставщиков и потребителей, совместно участвовать в строительстве алюминиевого завода в г. Кандалакше, использовать новые технологии и методы переработки руд с привлечением научного потенциала Кольского научного центра и институтов гг. Мурманска и Санкт-Петербурга, воздействовать на рынок рабочей силы в сотрудничестве с образовательными учреждениями области. Кластер формируется на юге Кольского полуострова. Стимулируя спрос на горное и транспортное оборудование, он будет способствовать формированию новых машиностроительных производств.
Горно-металлургический кластер формируется на базе горно-металлургических предприятий и предприятий по реализации проектов отработки месторождений платиноидов Федорово-Тундровское и месторождения хромитов Сопчеозерское. Преимущества создания кластера заключаются в диверсификации производства, возможности совместного использования технологических наработок, проведении общих маркетинговых исследований и др. Этот кластер формирует спрос на машинотехническую продукцию, горное оборудование и транспорт.
Усилия по формированию 2 горных кластеров на территории Мурманской области призваны обеспечить инновационную модернизацию старопромышленного региона за счет создания новых технологий, видов и ассортимента конкурентоспособной продукции. Объем областного горного производства до 2020 года вырастет незначительно, однако качество и структура производимой продукции изменятся радикально и будут соответствовать потребностям мирового и внутреннего рынков. Горнопромышленные предприятия будут постепенно отказываться от монопродуктовой ориентации производства и переходить к выпуску новых видов товарной продукции - порошков металлов, медного и алюминиевого проката, теплоизоляционных и радиотехнических изделий и др. За счет применения трудосберегающих технологий численность занятых в 2 горных кластерах области сократится.
Создание рыбопромышленного кластера будет происходить на новой технологической и организационной основе. Помимо осуществления модернизации рыболовецкого флота для океанического и прибрежного рыболовства предполагается строительство перерабатывающих цехов и инфраструктуры хранения, создание брендов и маркетинг готовой продукции на внутреннем и внешних рынках. Будет проведена комплексная научная оценка потенциала развития рыбоводства (аквакультуры) и эксплуатации малоиспользуемых объектов аквакультуры с последующим привлечением инвесторов. Предполагается внедрение комплекса мер по стимулированию инвестиций в аквакультуру. В г. Мурманске будет создана специализированная площадка по продаже живой, охлажденной и мороженой рыбы.
С целью использования уникального природного потенциала и обеспечения устойчивости системы расселения будет сформирован туристско-рекреационный кластер, который будет состоять из таких направлений, как горнолыжный туризм, лесной экотуризм, спортивная рыбалка и рыболовный туризм, водный туризм (сплав и подъем по рекам), этнокультурный туризм, круизный и деловой городской туризм в г. Мурманске. На базе существующего Мурманского морского вокзала будет создана Арктическая гавань для предоставления полного спектра услуг туристам, прибывающим в порт Мурманск на круизных судах и паромах.
Наиболее значительное влияние на темпы экономического роста и повышение степени диверсификации экономики Мурманской области окажут следующие стратегические проекты:
развитие существующих и строительство новых предприятий горнопромышленного комплекса, реконструкция и модернизация Ковдорского горно-обогатительного комбината, строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождений платиноидов Федорово-Тундровское, строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатито-нефелиновых руд Олений ручей, строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения хромитов Сопчеозерское, строительство и модернизация горнодобывающего и горно-обогатительного производства вермикулита, флогопита и пегматита в г. Ковдоре;
комплексное развитие Мурманского транспортного узла;
комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, включая строительство завода по производству сжиженного природного газа и газопровода;
строительство теплоэлектроцентрали в г. Ковдоре, строительство северной приливной электрической станции в губе Долгая Баренцева моря, строительство Кольской АЭС-2, строительство нефтеперерабатывающего завода на Кольском полуострове, строительство ветропарков, строительство и реконструкция электросетевых объектов энергосистемы Мурманской области, проект "Народный тариф" (модернизация и строительство котельных в Мурманской области);
осуществление проекта "Русская Лапландия";
создание транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала, автовокзалов с обустройством прилегающих территорий, аэропортовой сети, автодорожных подходов к морскому вокзалу.
Реализация указанных проектов преобразит социально-экономическое положение области и повысит уровень жизни населения, обеспечит динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и будет способствовать переходу экономики области к инновационному развитию.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей