Северо-Западный федеральный округ обеспечивает 7 процентов общероссийской добычи нефти (33,6 млн. тонн), 0,7 процента добычи газа (4,2 млрд. куб. метров) и является регионом с устойчиво растущей добычей нефти. Существуют объективные причины ожидать роста добычи углеводородного сырья в регионе и в дальнейшем. Ресурсная база нефти и газа выработана значительно меньше, чем в других округах.
На Северо-Западный федеральный округ приходится 8,6 процента извлекаемых запасов нефти промышленных категорий и 10 процентов запасов газа. Шельф арктических морей обладает значительным ресурсным потенциалом и по результатам геолого-разведочных работ может быть подготовлен для освоения запасов нефти и газа. Однако, ожидать, что это будет осуществлено до 2020 года, маловероятно, поскольку 9-летний период недостаточен для завершения цикла поиска - разведки и подготовки месторождений к освоению.
По запасам газа Северо-Западный федеральный округ занимает 2-е место в Российской Федерации. Запасы газа сосредоточены в Тимано-Печорской, Баренцево-Карской провинциях и на шельфе Баренцева моря (58 месторождений). В Ненецком автономном округе сконцентрировано 9 процентов запасов, в Республике Коми - 4 процента и на шельфе Печорского моря - 1 процент. Остальные 86 процентов приходятся на шельф Баренцева моря, где запасы газа сосредоточены на 4 месторождениях, включая 3 крупных месторождения (с запасами от 75 до 500 млрд. куб. метров) и одно уникальное месторождение - Штокмановское (3,9 трлн. куб. метров с учетом нераспределенного фонда месторождения), при этом на него приходится 72 процента запасов.
Перспективы развития добычи газа связаны с 3 проектами, предполагающими ввод в освоение новых месторождений. Первым и основным является Штокмановское газоконденсатное месторождение, на котором сосредоточено 72 процента запасов газа Северо-Западного федерального округа. Добыча планируется на уровне 71 млрд. куб. метров в год. Второй проект связан с освоением Кумжинского и Коровинского месторождений в Ненецком автономном округе, на которые приходится 3 процента запасов. Предполагается, что объем добычи может составить от 4 до 8 млрд. куб. метров в год. Также предполагается освоение Лаявожского месторождения в Ненецком автономном округе с объемом максимальной добычи 5 млрд. куб. метров.
Перспективы развития нефтедобычи связаны с различными группами объектов. Несмотря на то, что запасы нефти нераспределенного фонда недр невелики (13 процентов всех приведенных к запасам промышленных категорий запасов и ресурсов), они достаточно привлекательны для инвесторов за счет высокой концентрации ресурсов.
Более значительный потенциал роста добычи имеют месторождения распределенного фонда. Из 75 процентов запасов этих месторождений активно разрабатывается только 19 процентов запасов нефти. Основные источники прироста добычи нефти связаны с месторождениями Республики Коми, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря.
Сложная структура запасов нефти, расположение месторождений нефти и газа в сложных климатических условиях, в регионах, лишенных необходимой инфраструктуры, снижает их инвестиционную привлекательность и требует разработки комплексного подхода к их освоению. Это обусловливает целесообразность изложенного в Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р, перехода к программно-целевому планированию в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на основе управления минерально-сырьевыми центрами, выделяемыми не только на основе характеристик ресурсной базы, но и с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры, кадрового потенциала, разрабатываемых технологических платформ, касающихся технологии добычи и использования углеводородов и глубокой переработки углеводородных ресурсов.
Преимуществом выделения минерально-сырьевого центра как объекта управления при решении задач государственного управления фондом недр является координация геолого-разведочного и лицензионного процессов с учетом возможностей существующей и планируемой инфраструктуры (транспортной, энергетической) и кадрового ресурса, а также определение мероприятий по стимулированию освоения запасов различных групп полезных ископаемых.
В отношении каждого из минерально-сырьевых центров предполагается согласование программ проведения геолого-разведочных работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и пользователей недр, направленное на обеспечение интересов федерального уровня (управление стратегическими видами полезных ископаемых) и регионального уровня (управление общераспространенными видами полезных ископаемых, участками недр местного значения). Управление пространственным развитием минерально-сырьевого центра обеспечивает не только решение задач развития ресурсной базы и обеспечивающей инфраструктуры, но и социально-экономического развития регионов (обоснование размещения перерабатывающих производств, транспортной и энергетической инфраструктуры, формирование производственных сил, увеличение поступлений в бюджеты различных уровней и т.п.). Выделение минерально-сырьевого центра как объекта совместного управления на федеральном и региональном уровнях позволяет осуществить взаимосвязь общегосударственных и региональных программ, в полной мере учесть задачи социально-экономического развития территорий не только за счет развития природно-ресурного блока, но и за счет региональной инфраструктуры, а также решить вопросы трудовых ресурсов.
В Тимано-Печорской провинции сложились 2 газовых центра и 10 нефтяных минерально-сырьевых центров, в Балтийской области - 2 нефтяных центра. Ввод новых месторождений в освоение позволит сформировать 4 новых минерально-сырьевых центра - Штокмановский газовый центр на шельфе Баренцева моря, Приразломный нефтяной центр на шельфе Печорского моря, Кумжинский и Лаявожский газовые центры в Ненецком автономном округе. Это позволит не только вовлечь в освоение значительную ресурсную базу, но и создать необходимую инфраструктуру в новых регионах для освоения прилегающих месторождений. С этими центрами связаны основные инвестиционные проекты развития нефте- и газодобычи в регионе.
Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года предусматривает, что объем годовой добычи газа на Штокмановском газоконденсатном месторождении к 2020 году планируется на уровне 59 - 71 млрд. куб. метров, что позволяет предполагать, что суммарная добыча газа в округе составит около 80 млрд. куб. метров, причем основной объем добываемого газа будет поставляться на мировой рынок морским путем в виде сжиженного природного газа.
Уровень добычи нефти в Тимано-Печорском регионе и на шельфе Баренцева моря к 2020 году составит согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года около 30 млн. тонн, а при комплексном подходе к управлению минерально-сырьевыми центрами ожидается достижение более высоких объемов добычи.
Разработка Приразломного нефтяного месторождения, находящегося на шельфе Печорского моря (запасы нефти составляют 72 млн. тонн), позволит достичь годового уровня добычи, составляющего 6,6 млн. тонн (начало добычи намечено на 2011 год).
Риски развития освоения ресурсной базы нефти связаны с недостаточным формированием инвестиционной среды, отсутствием мер действенного стимулирования разработки неосваиваемых запасов и задержкой формирования региональной транспортной инфраструктуры.
На территории округа расположено 2 крупных нефтеперерабатывающих завода: в Ленинградской области - мощностью 20 млн. тонн, в Республике Коми - мощностью 4 млн. тонн. Незначительные объемы нефти и конденсата перерабатываются на мини-нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в регионах добычи. Помимо этого, в западной части округа работают несколько малотоннажных нефтеперерабатывающих заводов, сырье на которые поставляется по железной дороге.
Газоперерабатывающие производства находятся в Республике Коми, помимо переработки газа производятся незначительные объемы бензина.
В Северо-Западном федеральном округе существует дефицит газа и нефтепродуктов. Добываемый на территории Северо-Западного федерального округа газ покрывает лишь 10 процентов потребностей округа, остальные 90 процентов покрываются за счет поставок из Западной Сибири по системе магистральных газопроводов.
Анализ грузопотоков добываемой на территории округа нефти и структуры загрузки региональных нефтеперерабатывающих заводов показывает, что добываемая и перерабатываемая на его территории нефть обеспечивает потребности региона в нефтепродуктах на 11 процентов, а с учетом сырья, поставляемого из Западной Сибири на нефтеперерабатывающий завод, расположенный в г. Кириши, - на 24 процента. Это связано с экспортной ориентированностью этого крупнейшего нефтеперерабатывающего завода, так как две трети производимых на нефтеперерабатывающем заводе бензина и дизельного топлива и практически весь мазут направляются на экспорт. Основная доля нефтепродуктов ввозится с нефтеперерабатывающих производств, расположенных в центральных районах страны, что увеличивает энергозависимость округа.
Потребление наиболее востребованного нефтепродукта - мазута, являющегося основой тепло- и электрогенерации северных регионов округа, обеспечивается за счет местного производства на 14 процентов, что обусловливает необходимость его завоза из центральных регионов страны и увеличивает транспортную составляющую в цене топлива для конечного потребителя и ведет к бюджетным потерям. Наиболее это ощутимо для Мурманской, Архангельской областей и Республики Карелия, в которые по железной дороге ежегодно ввозится более 2,5 млн. тонн мазута, играющего главную роль в структуре потребления нефтепродуктов региона.
Рост добычи нефти на территории округа, увеличение поставок на новой ветке Балтийской трубопроводной системы, начало освоения газовых месторождений арктической зоны с вывозом продукции морским путем предполагает значительный рост переработки нефти и газа на территории округа.
Основные стратегические проекты предусматривают:
расширение мощностей нефтеперерабатывающего завода, расположенного в г. Кириши, на 12 млн. тонн за счет поставок нефти по 2-й очереди Балтийской трубопроводной системы;
техническое перевооружение установки атмосферно-вакуумной трубчатки с увеличением мощности до 2 млн. тонн в год в Республике Коми;
строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 5 млн. тонн на побережье Кольского полуострова, ориентированного в первую очередь на сырье Приразломного и Штокмановского газоконденсатных месторождений;
строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Усть-Луге мощностью 8,5 млн. тонн;
завершение строительства нефтеперерабатывающего завода "Енисей" в г. Усинске мощностью 1 млн. тонн (Республика Коми);
строительство завода по производству сжиженного природного газа в пос. Индига на ресурсной базе Кумжинского минерально-сырьевого центра.
Наиболее актуально создание нефтеперерабатывающих производств на побережье Кольского полуострова, что связано с ростом нефтедобычи на побережье и шельфе Печорского моря.
Основными задачами, решение которых обеспечит осуществление указанных проектов, являются:
обеспечение энергетической безопасности региона за счет местных ресурсов в первую очередь для бесперебойного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства мазутом и снижения транспортной составляющей в их цене;
повышение рентабельности освоения шельфовых месторождений тяжелой нефти за счет экспорта легких продуктов перегонки с большей добавленной стоимостью;
топливообеспечение самого процесса освоения шельфовых месторождений и отказ от дорогостоящих поставок топлива из центральных регионов страны.
Развитие газоперерабатывающих предприятий на территории округа связано с освоением месторождений шельфа и побережья Баренцева моря в 2 минерально-сырьевых центрах - на основе Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море (в том числе проект "Штокман Девелопмент АГ"), Коровинского и Кумжинского месторождений в Ненецком автономном округе (проект "Печора - СПГ").
Проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения предполагает на 1-м этапе строительство подводного трубопровода от месторождения до берега Баренцева моря в пос. Териберка, строительство газопровода для соединения с системой "Северный поток" в г. Волхове (Ленинградская область), на 2-м этапе - строительство в пос. Териберка завода по производству сжиженного природного газа и экспорт его морским путем. Это позволит начать добычу газа для его поставки по трубопроводу в 2016 году и обеспечить производство сжиженного природного газа в 2018 году. Поставки трубопроводного газа будут направлены на внутренний рынок, в том числе в целях обеспечения газификации Мурманской области и Республики Карелия, а также на европейский рынок - по системе "Северный поток".
Создание в пос. Териберка пускового комплекса для поставки трубопроводного газа обеспечит развитие необходимой инфраструктуры и переход к строительству завода по производству сжиженного природного газа.
Проект "Печора-СПГ" предполагает поставку газа по трубопроводу к побережью Баренцева моря и строительство завода по производству сжиженного природного газа в пос. Индига на берегу Баренцева моря (либо размещение компонентов завода на барже в 6 - 7 километрах от берега). Мощность завода обеспечит переработку на 1-м этапе 4 млрд. куб. метров газа в год с возможностью расширения производства до 8 млрд. куб. метров.
Реализация проектов позволит обеспечить первичную переработку нефти в количестве 60 млн. тонн и переработку природного газа в количестве 50 млрд. куб. метров (остальной добываемый газ будет транспортироваться по магистральным газопроводам). Риски развития нефтеперерабатывающих производств связаны с тем, что не все проекты имеют гарантированную ресурсную базу. Риски создания мощностей по производству сжиженного природного газа обусловлены неопределенностью конъюнктуры на мировом рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей