Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Постановление ГД ФС РФ от 18.10.1996 N 711-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" (вместе с "Запросом о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 "О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины")

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 1996 г. N 711-II ГД

ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основании статьи 125 (часть 2, пункт "а") Конституции Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 части первой статьи 3, статей 36 и 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 "О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины".

2. Назначить в качестве представителей Государственной Думы при рассмотрении указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации депутатов Государственной Думы Мизулину Елену Борисовну, Миронова Олега Орестовича.

3. Не направлять представителя Государственной Думы в состав Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины.

4. Направить настоящее Постановление Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.И. Скуратову.

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАПРОС

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1996 Г. N 1428

"О ВРЕМЕННОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ НАЛОГОВОЙ

И БЮДЖЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1) на основании статьи 125 (часть 2, пункт "а") Конституции Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 части первой статьи 3, статей 36 и 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 1996 г. N 711-II ГД обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 "О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины".

Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 "О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины".

1. Пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 наделяет Временную чрезвычайную комиссию при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (далее - Временная чрезвычайная комиссия) полномочиями по принятию решения о проведении проверок финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц, соблюдения юридическими и физическими лицами налогового, таможенного и банковского законодательства Российской Федерации.

Между тем проверка финансово - хозяйственной деятельности, проверка исполнения законов есть не что иное, как вмешательство в частные дела юридических и физических лиц. Как правило, она связана с наделением проверяющего полномочиями, существенно ограничивающими гражданские права. Так, согласно статьям 21 и 22 Федерального закона от 17 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при проведении проверок исполнения законов вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, иметь доступ к их документам и материалам, требовать представления необходимых сведений, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений и т.д.

Именно поэтому, наделяя государственные органы правомочиями по проведению проверок деятельности, законы Российской Федерации устанавливают пределы этих проверок: круг лиц, правомочных принимать решения по проверке; основания для принятия таких решений; правомочия проверяющих; виды решений, принимаемых по итогам проверки; способы их обжалования.

Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 этих ограничений деятельности Временной чрезвычайной комиссии не содержит. Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 в противоречие статье 55 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации допускает произвольное вмешательство в частные дела юридических и физических лиц, ограничения гражданских прав, установленных статьями 34 (часть 1), 35 Конституции Российской Федерации.

2. Допуская вмешательство в финансово - хозяйственную деятельность юридических лиц, ограничение гражданских прав, Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 вступает в противоречие со статьей 55 (части 2, 3) Конституции Российской Федерации.

3. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 предусматривает создание Временной чрезвычайной комиссии, которая ни в систему правосудия, ни вообще в систему правоохранительных органов не входит. Однако эта комиссия наделена правом привлекать "в установленном порядке к ответственности" должностных лиц государственных органов. Что такое "установленный порядок" - неизвестно. Между тем должностные лица государственных органов могут привлекаться и к дисциплинарной, и к имущественной, и к административной, и к уголовной ответственности. Редакция пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 позволяет рассматривать Временную чрезвычайную комиссию в части полномочий по привлечению к ответственности должностных лиц как некий административный суд. Однако Временная чрезвычайная комиссия учреждена не законом и в общую судебную систему не входит. Создание же чрезвычайных судов (вне судебной системы) в соответствии с Конституцией Российской Федерации не допускается.

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 противоречит статье 118 (части 1, 3) Конституции Российской Федерации.

Государственная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации Указу Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 г. N 1428 "О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины".

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ