Основными результатами формирования среды, благоприятной для инноваций, должны стать:
устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности предприятий и распространение в экономике передовых технологий;
усиление стимулов на уровне компаний к постоянной инновационной деятельности, использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;
создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных компаний и развития новых рынков продукции (услуг).
В связи с этим планируется реализовать соответствующие меры по следующим основным направлениям:
улучшение условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям;
совершенствование регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий;
развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования;
вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства;
совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию;
интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата;
стимулирование притока квалифицированных специалистов.
В целях улучшения условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций компаний и их собственников к инновациям предусматривается обеспечить:
повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов на случаи нарушения условий для конкуренции при принятии нормативных актов, ограничивающих права отдельных групп предприятий, затрудняющих ведение инновационной деятельности;
определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям и критериев выявления тех преференций, которые оказывают негативное влияние на состояние конкурентной среды и могут ограничить мотивации компаний по реализации Стратегии;
регулярную оценку существующих барьеров для инновационной деятельности и сопоставление их уровня между российскими регионами.
Постепенно будут сокращаться масштабы государственной поддержки неэффективных компаний, а в случае их высокой социальной значимости будет усиливаться инновационная направленность мер поддержки таких компаний в сочетании с мерами по реструктуризации бизнеса на основе разделения рисков с частными инвесторами.
Государство будет формулировать требования к инновационной политике компаний с государственным участием и естественных монополий. В соответствии с этими требованиями будет обеспечена качественная экспертиза и контроль за выполнением планов развития и инвестиционных программ этих компаний.
В целях совершенствования регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования в целях обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий будут обеспечены регулярная оценка состояния нормативной правовой базы для распространения критических технологий в экономике и определение планов последовательных действий по совершенствованию регулирования рынков продукции (услуг) и отраслевого регулирования. Для этого будет существенно активизирована работа с отраслевыми бизнес-ассоциациями, российскими и иностранными инвесторами. Существенное место в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций должны занять технологические платформы, формирование которых основывается на партнерстве бизнеса, науки и государства.
Развитие совместно с партнерами по Таможенному союзу системы технического регулирования предусматривает решение следующих задач:
ускоренное обновление стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, а также гармонизация нормативной правовой базы Российской Федерации и Таможенного союза с Европейским союзом в этой сфере с внедрением механизмов взаимного признания результатов работ по подтверждению соответствия;
ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, основанной на упрощенном порядке формирования соответствующих требований к ней, аналогичном режиму предварительных стандартов в европейской системе технического регулирования, предоставление изготовителям возможности вывода продукции на рынок под собственную ответственность с использованием декларирования вместо сертификации;
упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;
упрощение импорта технологий, в том числе путем совершенствования устанавливаемых Правительством Российской Федерации перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без специального разрешения на ввоз, и правил использования указанного оборудования;
реализация системы мер по обеспечению последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения и снижению энерго- и материалоемкости, а также определение системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизация российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции. Кроме ограничительных указанная система должна включать в себя такие меры, как использование специальных маркировок, содействие кооперации между производителями, стимулирование образования ассоциаций производителей, поощрение тех, кто покупает и применяет новые технологии, снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз современного оборудования, государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка кадров, политика государственных закупок и предоставление преференций компаниям и продуктам, в которых используются определенные технологические решения. При этом с учетом мирового опыта целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального института по изучению лучших технологий, существующих в мире.
Для вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, планируется обеспечить:
упрощение порядка передачи используемых прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, в том числе передачи данных от правообладателя их непосредственным создателям, включая авторов;
введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности по государственному контракту как со стороны государственных органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам;
обеспечение четкой регламентации процедуры применения безвозмездной лицензии для государственных нужд;
формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях совершенствования налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающих стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию, а также для снижения уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно активные предприятия и новые высокотехнологичные предприятия, в частности, предусматривается проработать возможность:
предоставления дополнительных льгот по обязательным страховым взносам малому и среднему инновационному бизнесу, а также резидентам технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков;
создания благоприятного налогового режима для осуществления венчурного инвестирования и ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний);
расширения использования налоговой льготы на прирост капитала на инвестиции всех категорий инвесторов во все формы инновационных компаний;
введения льготного налогообложения инновационных компаний в наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях;
предоставления налоговых льгот и льгот по обязательным страховым взносам для инжинирингового бизнеса и бизнеса в сфере информационных технологий.
В целях интенсификации усилий по улучшению инвестиционного климата будут предприняты следующие меры:
сокращение государственного участия в экономике, активизация приватизационных процессов в сочетании с привлечением стратегических инвесторов со значимыми технологическими компетенциями;
реализация мер по повышению инновационной привлекательности приоритетных инновационных секторов экономики с использованием всех инструментов налогового и тарифного регулирования;
повышение прозрачности использования иностранных инвестиций, формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных инвестиций в создание высокотехнологичных компаний;
существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий и их подключения к производственной инфраструктуре.
Для стимулирования притока квалифицированных специалистов планируется в том числе внесение соответствующих изменений в миграционное законодательство Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей