Многоукладный характер российской экономики, принципиально различающиеся технологический уровень и институциональные условия развития различных секторов экономики исключают возможность определения единой, универсальной для всех секторов модели инновационного развития. Государство будет содействовать росту инновационной активности компаний, повышению результативности их инновационной деятельности, но при этом сами компании должны определить конкретные пути и формы инновационной деятельности.
Для обеспечения устойчивого прогресса в переходе экономики на инновационный путь развития важным станет сочетание следующих направлений инновационного развития секторов экономики:
повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе разработки и внедрения передовых технологий;
разработка совокупности наиболее перспективных технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развития новых индустрий и модернизации широкого круга секторов экономики;
адаптация отдельных современных технологий;
технологическая модернизация инфраструктурного сектора и сектора оказания публичных услуг, расширение спектра новых и качественных публичных услуг;
повышение эффективности, снижение ресурсоемкости и расширение переделов в сырьевых отраслях и энергетике.
Как результат, в перспективе доля высокотехнологичных товаров и услуг России в общем объеме высокотехнологичных товаров и услуг на мировых рынках может достичь 5 - 10 процентов к 2020 году в таких областях, как:
космические услуги и производство ракетно-космической техники.
Наряду с этим Россия может занимать ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях, в том числе информационных, нано- и биотехнологиях.
В сфере наиболее развитых отраслей экономики результатом должно стать создание национальной энергетики нового технологического уровня, формирование научно-технических заделов, превышающих мировой уровень, и построение интеллектуальной энергетической инфраструктуры страны.
Планируется реализовать меры по повышению конкурентоспособности высокотехнологичных секторов, в том числе авиастроения, космического и оборонно-промышленного комплекса, атомной энергетики. Для этих секторов характерно наличие крупных компаний, способствующих корпоративному развитию науки, имеющих ограничения по выбору поставщиков, и существенный экспортный потенциал.
Финансирование наиболее важных и перспективных инновационных проектов, имеющих кумулятивный эффект в масштабе соответствующих секторов экономики, предусматривается в рамках государственных программ. Реализация таких проектов будет способствовать закреплению российского технологического лидерства в соответствующих секторах экономики, созданию технологий и продуктов нового поколения и успешной конкуренции с зарубежными производителями на внутреннем и мировых рынках.
Важным станет также расширение и повышение эффективности поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, включая предоставление государственных гарантий.
Для ряда секторов (автомобилестроение, машиностроение, фармацевтика, электроника, двигателестроение, энергетическое машиностроение и станкостроение) важными задачами станут формирование совместных компаний с ведущими мировыми производителями, совершенствование моделей конечной сборки и стимулирование локализации производства.
В целях формирования новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг) будут разрабатываться новейшие технологии, которые могут обеспечить появление продукции (услуг) с принципиально новыми качествами. Среди основных секторов для формирования новых рынков высокотехнологичной продукции рассматриваются сектора информационно-коммуникационных технологий, нано- и биоиндустрии. Эти сектора в основном представлены малыми и средними компаниями, в них активно идет процесс создания нового бизнеса. Для развития этих секторов необходимо существенное улучшение условий для создания новых высокотехнологичных компаний, сокращение барьеров для их роста, существенное расширение финансовой поддержки инновационных проектов на ранней стадии, совершенствование деятельности институтов развития, венчурных фондов, поддержка капитализации успешных средних компаний и привлечение иностранных инвесторов к созданию новых высокотехнологичных компаний.
В круг секторов, обладающих потенциалом к быстрой адаптации передовых технологий, входят лесной комплекс, сельское хозяйство, строительство и легкая промышленность. Компании в этих секторах, как правило, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий.
Наиболее значимыми инструментами содействия инновациям в этих секторах станут меры по совершенствованию отраслевого регулирования и сокращению барьеров для распространения новых технологий, привлечению иностранных инвестиций, развитию технического регулирования, института стандартизации, разработке новых и пересмотру действующих стандартов, а также по поддержке импорта важнейших современных технологий.
Вместе с тем будет обеспечено повышение эффективности и уровня переработки в сырьевых секторах, нефтегазовом и угольном, и секторе электроэнергетики, характеризующихся наличием крупных компаний с государственным участием.
Первоочередное внимание будет уделено внедрению лучших доступных технологий, экономии ресурсов, повышению экологичности производства и уровня переработки сырья, переходу на современные виды сырья и топлива, а также развитию энергетики, основанной на использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии, что должно стать важнейшим фактором инновационного развития в смежных секторах, в том числе электронике и энергомашиностроении, и экономики в целом. Важным инструментом решения задач модернизации сырьевых секторов станут инновационные программы крупных компаний государственного сектора, технологические платформы в энергетической сфере и сотрудничество с ведущими международными компаниями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей