При применении документа следует учитывать, что в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий утв. постановлением Правительства РФ от 30.03.2014 N 999, были внесены существенные изменения после издания данного письма.

III. Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

III. Порядок и условия предоставления и распределения

субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов

Российской Федерации

В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 999 субъекты бюджетного планирования в отношении каждого вида субсидий разрабатывают правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - правила предоставления субсидий), согласовывают их с Министерством финансов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации одновременно с материалами, которые вносятся для рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Правила предоставления субсидий должны содержать наименование главного распорядителя средств федерального бюджета.

Пунктом 4 Правил N 999 устанавливаются обязательные положения, которые должны содержаться в правилах предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В случае отсутствия в правилах предоставления субсидий одного обязательного положения, указанные правила не могут быть согласованы.

Подпунктом "а" пункта 4 Правил N 999 устанавливается требование о указании в правилах предоставления субсидии целевого назначения субсидии, за исключением адресного (пообъектного) распределения субсидий по объектам капитального строительства (укрупненным инвестиционным проектам) и объектам недвижимого имущества, устанавливаемого актом Правительства Российской Федерации или актом федерального органа исполнительной власти и соглашением между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 999 устанавливается требование, что методика распределения субсидий должна учитывать уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также численность населения в субъекте Российской Федерации и (или) оценку затрат на реализацию соответствующих мероприятий по главного распорядителя средств федерального бюджета в зависимости от целевого назначения и направления расходования субсидии.

Значение уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации может применяется как на очередной финансовый год, так и на текущий финансовый год в случае отсутствия на момент подготовки приложений к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данных об уровнях расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.

Формула распределения субсидий между субъектами Российской Федерации должна быть максимально простой, прозрачной и понятной, иметь математический и экономический смысл.

Подпунктом "д" пункта 4 Правил N 999 уточняется, что при подготовке правил предоставления субсидий необходимо устанавливать перечень показателей результативности использования субсидий, соответствующий целевым показателям и индикаторам государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ).

Государственная программа Российской Федерации (государственная программа субъекта Российской Федерации), предусматривающая предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам), должна содержать показатель (индикатор) оценки эффективности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 999 устанавливается возможность применения мер финансовой ответственности к субъектам Российской Федерации при невыполнении условий соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Пунктом 6 Правил N 999 устанавливается требование о согласовании адресного (пообъектного) распределения субсидий по объектам капитального строительства, объектам недвижимого имущества, мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам) с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил N 999 предусматривается, что адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства (укрупненным инвестиционным проектам) и объектам недвижимого имущества, не указанным в пункте 6 Правил N 999, устанавливается соглашениями о предоставлении субсидии.

Пунктом 8 Правил N 999 установлено, что в правилах предоставления субсидий в качестве условий их предоставления и расходования предусматриваются:

а) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;

б) требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в Правилах N 999 отсутствует условие об утверждении уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, ранее установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии.

При этом в правилах предоставления и распределения субсидий должен быть предусмотрен порядок определения бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Также в правилах предоставления и распределения субсидий может быть утверждено требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации без конкретизации объемов (факт наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации). Правилами N 999 также не предусмотрена минимальная доля расходов субъекта Российской Федерации в финансировании соответствующих расходных обязательств (ранее - 5 процентов).

В свою очередь в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 29 апреля 2014 г. N ДМ-П16-3067р в правилах предоставления и распределения субсидий целесообразно предусмотреть долю участия субъекта Российской Федерации - не более 30 процентов, а для высокодотационных регионов - не более 5 процентов.

Необходимо отметить, что подпунктом "а" пункта 10 Правил N 999 устанавливается положение о необходимости включения в соглашение о предоставлении субсидии сроков ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 12 Правил N 999 предусматривается, что главный распорядитель средств федерального бюджета вправе заключать соглашения о предоставлении субсидии на 3-летний срок. Перечисление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется ежегодно в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего года остатки средств субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, подлежат возврату в федеральный бюджет. Главные распорядители средств федерального бюджета принимают решение о подтверждении потребности в неиспользованных средствах субсидии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 12, абзацем первым пункта 20, абзацем вторым пункта 22, абзацем вторым пункта 23 Правил N 999 предусмотрена возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы. В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Пунктами 16 - 18 Правил N 999 вводится порядок расчета объема возврата субсидии субъектами Российской Федерации в случае недостижения в году предоставления субсидии показателей ее результативности, согласно следующей формуле:

00000001.wmz,

где:

00000002.wmz - размер субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации;

m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;

n - общее количество показателей результативности использования субсидии;

k - коэффициент возврата субсидии.

Главные распорядители средств федерального бюджета осуществляют контроль выполнения обязательств субъектами Российской Федерации в части выполнения показателей результативности предоставления субсидии в отчетном финансовом году в соответствии с отчетом о достижении значений показателей результативности субсидии, представленного субъектом Российской Федерации. При неисполнении указанных обязательств субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня текущего года объем средств субсидии, рассчитанный по вышеуказанной формуле.

В случае неперечисления соответствующего объема средств субсидии, подлежащего возврату в федеральный бюджет, средства взыскиваются в федеральный бюджет в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 51н "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета".

Подпунктом "в" пункта 10 Правил N 999 определяется обязанность субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов.

Пунктом 19 Правил N 999 устанавливается, что если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации нарушен график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов, и в срок до 1 апреля текущего года указанные нарушения не устранены, объем средств субсидии, предоставленный субъекту Российской Федерации из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика, подлежит возврату в федеральный бюджет в срок до 1 мая текущего года.

Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо обеспечить ответственное и своевременное принятие решений о подтверждении потребности в остатках средств субсидии субъектам Российской Федерации в целях недопущения неэффективного использования средств неиспользованных субсидий в отчетном финансовом году и случаев повторного возврата субсидий в доход федерального бюджета за нарушение обязательств субъекта Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 20 Правил N 999 определяется право главного распорядителя средств федерального бюджета по перераспределению высвободившихся средств субсидии, поступивших из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет, на другие направления расходов федерального бюджета (например, на иные расходы федерального бюджета, предусмотренные в рамках соответствующей государственной программы Российской Федерации).

Пунктом 21 Правил N 999 вводится положение о проведении Министерством финансов Российской Федерации мониторинга предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, о ведении реестра субсидий, включающего, в том числе, субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также реестра соглашений о предоставлении субсидий.

Главные распорядители средств федерального бюджета обязаны предоставлять в Министерство финансов Российской Федерации сведения о субсидиях, предусмотренные вышеуказанным пунктом Правил N 999. Порядок проведения мониторинга субсидий, а также ведения реестров субсидий и соглашений о предоставлении субсидий будет направлен в федеральные органы исполнительной власти дополнительно.

Абзацем первым пункта 22 Правил N 999 предусматривается, что в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджетные меры принуждения установлены главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 23 Правил N 999 вводится положение, предусматривающее, что в случае незаключения соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в срок до 15 сентября текущего года, бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление субсидии субъекту Российской Федерации подлежат перераспределению на исполнение иных бюджетных обязательств других федеральных органов исполнительной власти.

Данная мера направлена на повышение дисциплины федеральных органов исполнительной власти, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, а также на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Положения, регламентирующие общий порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктами 9 - 12, 14 - 20, 22 - 24 Правил N 999, представляется возможным не устанавливать в отдельных правилах предоставления субсидий. В правилах предоставления субсидий вводится отсылочная норма на Правила N 999, устанавливающая, что положения, не предусмотренные правилами предоставления субсидий, применяются в соответствии с Правилами N 999.