Качества интервьюера, повышающие эффективность его деятельности
Эффективность проведения опроса во многом зависит от предварительной подготовки интервьюера, а также от проявления интервьюером ряда необходимых качеств. Интервьюер должен обладать следующими качествами, необходимыми для проведения интервью:
- Речь. Интервьюер должен уметь понятно говорить, обладать хорошей дикцией.
- Внешность. Внешность должна быть нейтральной, располагающей к доверию, не вызывающей опасений. Для поддержания нейтрального образа важно выбирать нейтрально-деловой стиль одежды. Внешний облик интервьюера должен минимально демонстрировать его личные пристрастия, социальную принадлежность. Основное требование к одежде - аккуратность, опрятность всего внешнего облика.
- Настроение. В ходе проведения опроса необходимо демонстрировать общую позитивную настроенность на общение, энергичность, интерес к опросу, доброжелательность и толерантность как базовую черту личности. Как показывает практика, пессимистично настроенные интервьюеры получают в среднем в 4 раза больше отказов от участия в опросе <*>.
--------------------------------
<*> Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект ожиданий интервьюера в персональном интервью//Социологический журнал. 2004. N 3 - 4.
- Психологическая устойчивость. Интервьюер должен демонстрировать готовность к нейтральному восприятию отказов от интервью.
Выделяется несколько стилей поведения, на которые целесообразно ориентироваться при проведении опроса и которые рекомендуется вырабатывать интервьюерам в ходе подготовки к проведению интервью. К таким стилям можно отнести следующие:
- "Ответственный человек". Суть стиля заключается в умении хорошо организовывать свою деятельность, в проявлении ответственности, дисциплинированности, честности, надежности, пунктуальности в работе.
- "Человек, вызывающий доверие". Для данного стиля необходимы навыки установления отношений сотрудничества с незнакомыми людьми, нейтрализации возможной агрессивности, подозрительности респондентов.
- "Человек, который умеет хранить тайны". Для данного стиля характерны умение сохранять конфиденциальность и навыки демонстрации респонденту готовности к защите полученных сведений.
- "Человек, который может выслушать". В данном стиле важны навыки нейтрального, безоценочного слушания, умение задавать вопросы и фиксировать ответы "автоматически", не выказывая ничем своего одобрения или неодобрения ответов респондента, не подталкивая его к какому-либо ответу.
- "Человек, с которым интересно, приятно поговорить". Для данного стиля необходимы навыки формирования позитивной атмосферы интервью, умение не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей