Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013 и других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда работника при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с деревянными и железобетонными шпалами (далее - работника).

1.2. Руководители структурных подразделений обязаны разработать Инструкции по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах с деревянными и железобетонными шпалами с учетом требований:

настоящей Инструкции;

технологического процесса при погрузочно-разгрузочных работах с деревянными и железобетонными шпалами;

местных условий (организационных форм, мест и условий работы и т.п.).

1.3. К самостоятельной работе при погрузочно-разгрузочных работах с деревянными и железобетонными шпалами допускаются работники не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие удостоверение стропальщика или крановщика и прошедшие в установленном порядке:

медицинское освидетельствование;

вводный инструктаж по охране труда и безопасности;

первичный инструктаж по охране труда и безопасности на рабочем месте, который проводится с каждым работником индивидуально, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

обучение по безопасности;

стажировку на рабочем месте;

инструктаж по пожарной безопасности;

проверку знаний по безопасности, требований охраны труда и электробезопасности в объеме, установленном для данной профессии и требованиями настоящей инструкции.

1.4. Работник, не позднее одного месяца после приема на работу, должен пройти обучение методам оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.5. Работник обязан пройти обучение и проверку знаний (в объеме своих обязанностей) согласно нормативным документам, действующим на транспорте, должностным инструкциям, другим документам устанавливающим их обязанности, и инструкциям по охране труда с учетом местных условий.

1.6. Работник должен систематически повышать свои практические и теоретические знания по вопросам охраны труда и проходить:

повторные инструктажи по охране труда и безопасности - не реже 1 раза в 3 месяца;

повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 2 раз в год;

обучение оказанию первой помощи пострадавшим - не реже 1 раза в год;

внеплановые или внеочередные инструктажи по охране труда и безопасности;

проверку знаний по электробезопасности, требований нормативных документов (в объеме своих обязанностей) - 1 раз в год;

периодическую проверку знаний производственных инструкций и инструкций по охране труда для данной профессии - 1 раз в год;

периодическую проверку знаний по безопасности труда - 1 раз в год;

обучение по безопасности при повышении квалификации;

периодические медицинские осмотры в установленном порядке и указанные сроки.

1.7. Работник, допущенный к самостоятельной работе, должен знать:

безопасные способы работы;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

правила личной гигиены и способы оказания первой помощи пострадавшим;

место расположения медицинской аптечки с перевязочными материалами;

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

типы и порядок приведения в действие первичных средств пожаротушения, правил применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность, знаки безопасности и порядок ограждения места производства работ, установленный на предприятии порядок обмена сигналами с крановщиком;

порядок и габариты складирования грузов;

порядок безопасной работы крана вблизи линий электропередачи и контактной сети;

приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания первой помощи при несчастных случаях;

грузоподъемность крана, применяемого в погрузочно-разгрузочных работах;

устройство грузоподъемного оборудования, применяемого в погрузочно-разгрузочных работах, в объеме своих обязанностей;

порядок применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

требования настоящей Инструкции.

Кроме того работник должен уметь:

подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей и длины) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

определять пригодность стропов и других съемных грузозахватных приспособлений;

производить правильную обвязку и подвешивание груза на крюк;

пользоваться средствами пожаротушения и содержимым медицинской аптечки.

1.8. При нахождении на железнодорожных путях работник должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны или другое транспортное средство);

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава и в отсутствии на междупутье посторонних предметов, которые мешают сходу. При подъеме на переходную площадку и при сходе с нее следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. В темное время суток место схода необходимо освещать фонарем;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

Работнику при нахождении на путях запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

наступать на концы железобетонных шпал;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава.

1.9. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станции) работнику следует соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам, тоннелям, пешеходным настилам, переездам, путепроводам;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, специального самоходного подвижного состава, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и других транспортных средств;

выходить на путь, только убедившись в отсутствии движущегося по нему подвижного состава;

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте после выхода из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

оказавшись на пути следования поезда (в том числе идущего и по соседнему пути) при его визуальном или звуковом обнаружении и независимо от расстояния до него, работник должен сойти на ближайшую обочину на расстояние от крайнего рельса не менее:

- при установленных скоростях до 120 км/ч включительно - 2,5 м;

- при установленных скоростях 121 - 140 км/ч включительно - 4 м;

- при скоростях более 140 км/ч, не менее - 5 м;

отойти с пути при приближении высокоскоростного поезда (в том числе и по соседнему пути) нужно не менее чем за 10 мин. до прохода его по расписанию;

следить за состоянием проходящего состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается поезд или другая подвижная единица и удастся завершить проход до конца моста или тоннеля;

проходить по мосту только по исправным тротуарам или настилам. Запрещается стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда;

1.10. В случае выявления неисправностей при работе на электрифицированных участках железных дорог работник должен сообщить об обрыве провода дежурному по станции или дежурному энергодиспетчеру.

Работнику запрещается:

касаться металлических и железобетонных опор контактной сети, анкерных оттяжек опор и корпусов шкафов с электрооборудованием;

работать вблизи неотключенных и незаземленных устройств контактной сети и воздушных линий электропередачи, приближаться самому или приближать используемые в работе приспособления и инструменты к находящимся под напряжением проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи или к изоляторам на расстояние менее 2 м;

приближаться к оборванным и лежащим на земле или деревьях проводам контактной сети и линий электропередач на расстояние ближе 8 м, а также допускать к ним посторонних лиц. Следует считать эти провода находящимися под напряжением, а оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, необходимо выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

1.11. Общие требования, обеспечивающие безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с деревянными и железобетонными шпалами.

Работник должен:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу, только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем;

применять безопасные приемы выполнения работ;

содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, инвентарь, материалы, специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ;

соблюдать правила дорожного движения, технологические инструкции и выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, звуковых и световых сигналов.

Работнику запрещается:

находиться на работе в состоянии алкогольного или иного опьянения, в болезненном или утомленном состоянии;

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться СИЗ с истекшим сроком их испытания;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

наступать на электрические провода и кабели;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками.

1.12. Во время работы на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав и другие транспортные средства;

движущиеся машины и механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, его острые кромки;

превышение предельно допустимого уровня по фактору аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыль) и предельно допустимых концентраций химических веществ;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов и инструмента;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

расположение рабочего места на значительной высоте;

физические перегрузки.

1.13. Режимы труда и отдыха работника должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

Режимы труда и отдыха работников должны устанавливаться с учетом степени опасности и вредности производственных факторов и с обеспечением санитарно-гигиенических условий и безопасности производства работ.

При выполнении работ в других подразделениях или в других организациях режимы труда и отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, могут устанавливаться по режиму работы этих подразделений, организаций.

1.14. Работник должен обеспечиваться следующими СИЗ (в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н пункт 375):

костюмом "Механизатор-Л";

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском;

плащом для защиты от воды;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

перчатками трикотажными;

каской защитной;

жилетом сигнальным второго класса защиты.

Зимой дополнительно:

костюмом для защиты от пониженных температур "Механизатор";

подшлемником для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

шапкой трикотажной;

рукавицами или перчатками утепленными или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими;

сапогами юфтевыми утепленными на нефтеморозостойкой подошве или валенками с резиновым низом.

В особом климатическом, III и IV поясах дополнительно:

полупальто на меховой подкладке или курткой на меховой подкладке;

сапогами кожаными утепленными "СЕВЕР ЖД".

При работе со слесарным инструментом дополнительно:

очки защитные.

1.15. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также при нахождении в зоне движения поездов, на проезжей части автодороги, при нахождении на железнодорожных путях, станции и перегоне работник должен быть одет в сигнальный жилет со световозвращающими полосами второго класса защиты.

При погрузочно-разгрузочных работах работник должен:

работать в каске, а при строповке грузов дополнительно в рукавицах или перчатках;

в районах распространения клещей, гнуса, комаров, мошки работник должен пользоваться защитными средствами от их укусов, а также репеллентами и противомоскитными сетками;

при воздействии сверхнормативных уровней шума работник должен использовать СИЗ органов слуха (наушниками, вкладышами).

1.16. Работник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

знать пожароопасные места и место расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;

не пользоваться открытым огнем и не разводить костры;

не проводить работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, а места соединения проводов надежно изолированы и закреплены.

курить только в установленных и приспособленных для этого местах.

1.17. При получении травмы или при заболевании работник должен прекратить работу, поставить в известность руководителя и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другими людьми работник должен прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, при необходимости организовать его доставку в медицинское учреждение и немедленно сообщить о несчастном случае руководителю.

Работник, заметив опасность, угрожающую другим людям (неисправность железнодорожных путей, машин и механизмов, электросетей, признаки возможных оползней, обвалов уступов, пожаров и т.п.), обязан сообщить об этом специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений (далее ПС), а также предупредить людей, которым угрожает опасность, наряду с принятием мер по ее устранению.

1.18. Работник должен выполнять правила личной гигиены:

личную одежду и спецодежду хранить отдельно в шкафчиках и следить за их исправностью в оборудованных для этого работодателем гардеробных. Приобретение, хранение, ремонт, стирка и химчистка специальной одежды и специальной обуви осуществляется за счет средств работодателя;

тщательно мыть руки перед приемом пищи с мылом, а после работ, связанных с вредными веществами, разрешенными к применению, очищающими пастами;

хранить продукты в таре, предназначенной для хранения пищевых продуктов, и принимать пищу только в оборудованных для этого местах (вагоны сопровождения, стационарные и полевые столовые);

для питья использовать кипяченую воду из специально предназначенных для этой цели емкостей или устройств (ведра, канистры, бачки для питьевой воды и т.п.) с плотно закрывающейся крышкой и надписью "питьевая вода".

Работнику запрещается принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах и пользоваться для питья водой из случайных источников, а также хранить посторонние жидкости (электролиты, кислоты, щелочи, огнеопасные жидкости и т.п.) в местах приема пищи.

1.19. Работник несет ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД".