Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2012 N ГКПИ11-1904 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2012 г. N ГКПИ11-1904

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим пункта 3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375,

установил:

согласно пункту 3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособию по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение о порядке исчисления пособий), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375, застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Ш., занимающаяся адвокатской деятельностью, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 3 Положения о порядке исчисления пособий недействующим с 1 января 2010 г. в части, распространяющейся на адвокатов, мотивируя свои требованиям тем, что данный пункт в указанной части противоречит пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", гарантирующему каждому адвокату социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. Считает нарушенным свое право на социальное обеспечение, поскольку в случае болезни ей, как адвокату, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется на основании оспариваемой нормы, исходя из минимального размера оплаты труда, а не ее личного дохода.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее по поручению от 5 декабря 2011 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в своих возражениях указало на то, что Положение о порядке исчисления пособий принято высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий, предусмотренное оспариваемой нормой правило об исчислении пособий исходя из среднего заработка, принимаемого равным минимальному размеру оплаты труда, соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и не нарушает прав заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Выслушав объяснения Ш., возражения представителей заинтересованного лица А.А. и Б., исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение в случае болезни и в иных установленных законом случаях, не определяет основания и условия предоставления конкретных видов социального обеспечения, относит решение этих вопросов к компетенции законодателя (статьи 39 (части 1, 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1), 76 (части 1 и 2).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", который определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Названный Федеральный закон относит к лицам, имеющим право на данное пособие, и самозанятых граждан, осуществляющих деятельность на свой риск, в том числе адвокатов, при условии, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (части 3, 4 статьи 2, статья 4.5); предусматривает, что их средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 2.1 статьи 14); поручает Правительству Российской Федерации определить особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (часть 7 статьи 14).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные полномочия, постановлением от 15 июня 2007 г. N 375, утвердило Положение о порядке исчисления пособий, отдельная норма которого оспаривается заявителем. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2007 г., N 25.

По своему содержанию пункт 3 Положения о порядке исчисления пособий воспроизводит установленное частью 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" правило о том, что средний заработок для исчисления пособия лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

По правилам, предусмотренным указанным Федеральным законом, реализуется и положение пункта 4 статьи 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", гарантирующее каждому адвокату социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. Оспариваемая правовая норма не изменяет и не искажает эти правила, в связи с чем оснований для признания ее недействующей не имеется.

Ссылки на нормы Конституции Российской Федерации, которые, по мнению заявителя, не были учтены Правительством Российской Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта, не имеют значения по настоящему делу. Проверка конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в части 2 (пункты "а" и "б") статьи 125 Конституции Российской Федерации, в число которых входят нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может быть осуществлена в порядке гражданского судопроизводства (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации обсуждал жалобу Ш. и не нашел оснований для утверждения о нарушении ее конституционных прав положением части 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", на котором основано оспариваемое по настоящему делу правило об исчислении пособий застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, на основе минимального размера оплаты труда (определение от 21 апреля 2011 г. N 541-О-О).

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ш. о признании частично недействующим пункта 3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособию по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ