1. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", следует, что федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование трудовых отношений исходя из положений Конституции Российской Федерации как о праве на отдых (статья 37, часть 5), так и о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), обязан поддерживать баланс конституционных прав, свобод и законных интересов обеих сторон трудового договора, что является условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве. В связи с этим он не может не соблюдать принцип соразмерности вводимых им ограничений конституционно значимым целям и допускать искажение существа прав работника и работодателя как сторон трудового правоотношения.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в частности условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении, в том числе при осуществлении трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации и других актах трудового законодательства.
2. Введение специального правового механизма, обеспечивающего привлечение необходимых трудовых ресурсов в целях экономического и хозяйственного освоения, развития и защиты мало пригодных для жизни человека, но богатых природными ресурсами огромных северных территорий Российской Федерации, и включающего частноправовые и публично-правовые преференции, установленные как для работников, так и для работодателей, обусловлено, прежде всего, географическими и климатическими особенностями места применения труда и направлено на соблюдение баланса частных и публичных интересов, а также на обеспечение охраны здоровья человека как непосредственно в процессе трудовой деятельности, так и в связи с ее осуществлением в тяжелых природно-климатических условиях.
Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, указанным лицам законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на защиту интересов названной категории граждан.
В соответствии с частью третьей статьи 1 данного Закона гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. В качестве источников финансового обеспечения гарантий и компенсаций федеральный законодатель в статье 4 указанного Закона определил для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов, - соответствующие бюджеты (части первая, вторая и третья), а для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - средства работодателя (часть четвертая). Аналогичные нормы содержатся в главе 50 Трудового кодекса Российской Федерации.
Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа (часть первая статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации); размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть восьмая той же статьи).
Такие же по существу правила предусмотрены статьей 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях": лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа (часть первая); размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем (часть седьмая).
До вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесшего изменения в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 25 статьи 138) и в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 14 статьи 26), все лица, работавшие и проживавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имели право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа, а затраты на эти цели должны были компенсироваться государством из федерального бюджета.
Диверсификация источников финансирования гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обусловлена переходом к рыночным моделям организации экономики и изменением экономической и социальной роли государства и сама по себе не может рассматриваться как ограничение прав на отдых и на охрану здоровья граждан.
Новое правовое регулирование финансирования гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целом, а также компенсации таким лицам стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в частности, основано на объективных различиях, существующих в бюджетном и частном секторах экономики, и находится в полном соответствии с принципами трудового законодательства, в том числе с требованием сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац одиннадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
3. В соответствии с ранее высказанными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на указанную компенсацию непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому определение ее размера, условий и порядка выплаты входит в компетенцию законодателя.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по своей правовой природе компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не является разновидностью государственной поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а представляет собой дополнительную гарантию реализации такими работниками своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск и вместе с тем льготу, носящую компенсаторный характер (Определение от 6 июля 2010 года N 1083-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.Г. Жариковой на нарушение ее конституционных прав положениями части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и части седьмой статьи 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Определение от 25 декабря 2003 года N 509-О по запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации" и др.).
Как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" и от 24 февраля 2004 года N 3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", в целях достижения максимальной эффективности экономической деятельности и рационального использования имущества организации его собственник наделяется конкретными правомочиями, позволяющими ему как работодателю самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы по управлению в сфере труда и организации отдыха, координируя эту деятельность с выбором экономической стратегией бизнеса, что включает в себя и право работодателя в согласительном порядке предоставить своим работникам дополнительные гарантии реализации ими права на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Федеральный законодатель, действуя в конституционно значимых целях, вправе разрешить работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, самостоятельно определить в рамках коллективно-договорного либо локального правового регулирования размеры, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора, не содержит неопределенности и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права работников, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не относящихся к бюджетной сфере.
4. Конституция Российской Федерации, ее статья 19, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не препятствует федеральному законодателю - при осуществлении на основании ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "к" части 1) и 76 (части 1 и 2) регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда и занятости, определении их основного содержания, а также гарантий реализации - устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся гарантий и компенсаций, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно значимым целям (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 марта 2005 года N 3-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 22 ноября 2011 года N 25-П).
Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 21 и 22) устанавливает равенство прав и обязанностей работодателей, а также равенство прав и обязанностей работников. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, этому не противоречит законодательное закрепление особенностей регулирования труда работников в зависимости от правового статуса работодателей, поскольку оно обусловлено специфическим характером организации экономической деятельности лиц, затрагивает лишь сферу собственно трудовых отношений и не направлено на установление различий в правовом статусе работодателей (Постановление от 22 октября 2009 года N 15-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Приведенная правовая позиция означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных гарантий и компенсаций для различных категорий субъектов трудовых отношений, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики работодателя и его особенности в зависимости от источника финансирования (бюджетного или внебюджетного). Корреспондирует она и общепризнанным принципам и нормам международного права: в частности, согласно Европейской социальной хартии (пересмотренной) (принята в городе Страсбурге 3 мая 1996 года) дифференцированный подход, базирующийся на объективных и разумных основаниях, не должен рассматриваться как дискриминационный (статья Е части V).
Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), предоставляет гражданам право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
Реализуя эти конституционные права, каждый может распорядиться своими способностями и имуществом разными способами, к числу которых, в частности, относятся наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, а также самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая индивидуально или совместно с другими лицами на основе свободного выбора ее сферы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года N 3-П).
Выбор гражданином той или иной формы реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленного статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.), влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой правовой статус определяет федеральный закон, устанавливая набор прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года N 1278-О-О).
Дифференциация правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в зависимости от правового статуса работодателя, имеющего свои особенности в связи с источником финансирования его деятельности, последовательно проводится в трудовом законодательстве (в частности, статьи 119 "Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем", 133 "Установление минимального размера оплаты труда", 134 "Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы", 135 "Установление заработной платы", 144 "Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений", 145 "Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров", 226 "Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда", 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом", 316 "Районный коэффициент к заработной плате", 323 "Гарантии медицинского обслуживания" и 326 "Компенсации расходов, связанных с переездом" Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 4 февраля 1999 года N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений", постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений").
Исполнение работодателями, финансируемыми из соответствующих бюджетов, возложенной на них законом обязанности обеспечивать работникам оплату труда в установленные сроки (часть вторая статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации) ограничивается определяемыми в соответствующих ежегодно принимаемых бюджетах объемами финансирования организаций бюджетной сферы.
Расходными обязательствами, согласно абзацу двадцатому статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. По смыслу действующего трудового и бюджетного законодательства, повышение расходов на выплату различных компенсаций работникам организаций бюджетной сферы возможно лишь в случаях, определенных законодателем (прямо либо в бланкетных нормах).
Исходя из правовой природы бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства, средства которого расходуются на государственные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на его территории, и из необходимости целевого расходования бюджетных средств федеральный законодатель вправе и обязан установить такое правовое регулирование, которое препятствует возможности произвольного расходования средств бюджета. Тем самым обеспечиваются реальные гарантии сохранности средств государства.
Федеральный законодатель, действуя в целях строгого соблюдения бюджетного законодательства, вправе ограничить права сторон трудового договора, заключаемого между организацией, финансируемой из федерального бюджета, и работником, лишив их возможности установить в процессе переговоров справедливую с их точки зрения заработную плату, а также гарантии и компенсации, взамен предоставив таким организациям средства из бюджета для соответствующих выплат, в том числе компенсации, предусмотренной в статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, следует иметь в виду, что по отношению к организациям бюджетной сферы государство выступает в двух качествах: с одной стороны - законодателя, а с другой стороны - собственника и работодателя (в экономическом смысле этого слова). Будучи собственником организаций бюджетной сферы, государство вправе наделять работников своих предприятий и иных организаций дополнительными льготами, в том числе правом на получение компенсации расходов (применительно к положениям частей первой - восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации), особенно если эти льготы финансируются из бюджета. Но государство не должно навязывать другим собственникам (работодателям) обязанность выплачивать данную компенсацию в том же объеме, не предоставляя им соответствующих бюджетных гарантий.
Соответственно, такого рода различия в правовом регулировании размера, условий и порядка предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в зависимости от того, в каких организациях они работают - финансируемых из бюджета либо не относящихся к бюджетной сфере, не могут расцениваться как не имеющие объективного и разумного оправдания и, следовательно, как нарушающие требования статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку из конституционного принципа равенства не вытекает требование предоставления одинаковых гарантий и компенсаций лицам, относящимся к разным категориям (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 167-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.Ф. Чертовского на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации и от 20 декабря 2005 года N 481-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Н.П. Ермиловой на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установление различий в трудовых правах лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от способа (источника) финансирования организации-работодателя, с которым они состоят в трудовых отношениях, реализуя свои права на труд и на отдых (статья 37, части 1 и 5, Конституции Российской Федерации), является обоснованным, объективно экономически оправданным и не может рассматриваться в качестве дискриминационной меры, нарушающей принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2, Конституции Российской Федерации).
5. Исходя из этого федеральный законодатель, пределы усмотрения которого определяются конституционными целями и ценностями, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами Российской Федерации, вводя льготные условия проезда работников к месту их отдыха, в данном случае должен обеспечить непротиворечивое регулирование трудовых отношений, с тем чтобы публичные цели, которые преследует государство, возлагая на работодателей указанную обязанность, не приводили к неправомерному ограничению свободы предпринимательской деятельности и в то же время не препятствовали осуществлению работниками их конституционного права на отдых.
Реализуя эти цели, федеральный законодатель был вправе установить различный порядок и объем финансирования компенсации расходов на оплату стоимости проезда работников к месту отдыха и обратно в зависимости от способа (источника) финансирования организации-работодателя. Норма, содержащаяся в части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляя сторонам трудовых правоотношений право, но не обязанность провести переговоры по вопросу о такой компенсации и завершить их конкретизацией ее размера, условий и порядка, направлена на достижение баланса интересов работников и работодателей.
Возложение обязанности финансирования компенсации расходов на оплату стоимости проезда работников к месту отдыха и обратно в объеме не менее того, который установлен статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации для организаций бюджетной сферы, на работодателя оправдывало бы ограничение его имущественных прав и могло бы рассматриваться как направленное на защиту баланса публичных и частных интересов и, соответственно, конституционно-правового режима стабильности условий хозяйствования, выводимого из статей 8 (часть I), 34 (часть I) и 35 Конституции Российской Федерации, при условии предоставления работодателю таких публично-правовых льгот и преимуществ, которые в значительной мере покрывали бы обусловленные выплатой данной компенсации издержки.
В настоящее время в целях облегчения финансовой нагрузки на работодателей, связанной с выплатой компенсации проезда, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации уменьшение налогового бремени для налогоплательщиков - организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, путем уменьшения налогооблагаемой базы за счет включения в состав произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации и вычитаются из полученных доходов организации согласно его статье 247, определяющей понятие прибыли в целях указанной главы, расходов на оплату труда (подпункт 2 пункта 2 статьи 253). Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (часть первая); к расходам на оплату труда в целях главы 25 данного Кодекса относятся, в частности, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций (пункт 7 части второй). Кроме того, Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не относит к суммам, подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемую плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами (пункт 7 части 1 статьи 9).
Очевидно, что такое правовое регулирование не может рассматриваться в качестве адекватного возмещения расходов работодателя на оплату проезда работников к месту отдыха и обратно. При таких условиях возложение обязанности осуществления фактически социальной поддержки работников в форме рассматриваемой компенсации на работодателя, не получающего финансирования из бюджета, в том же объеме, который установлен для бюджетных организаций, без учета финансового положения организации или индивидуального предпринимателя, явилось бы недопустимым вмешательством государства в их хозяйственную деятельность, подрывающим принцип свободы экономической деятельности, и могло бы негативно повлиять на привлекательность ведения бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, это приводило бы к тому, что работодатели, не получающие бюджетного финансирования для компенсации расходов своих работников на оплату проезда к месту отдыха и обратно, вынуждены были бы предоставлять такие компенсации за счет снижения заработной платы работников.
Оспариваемое законоположение, позволяя работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, самостоятельно в рамках коллективно-договорного либо локального правового регулирования устанавливать размер, условия и порядок предоставления компенсации, не предполагает, что стороны трудовых правоотношений в целях поощрения выезда работников для проведения отпуска непременно должны сохранять данную форму компенсации; они могут и отказаться от нее при условии, что повышение заработной платы или введение иных выплат в большей мере гарантирует отдых работников за границами районов Крайнего Севера. В случае же достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате компенсации проезда ее объем - с учетом финансовых возможностей организации или (особенно) индивидуального работодателя и в соответствии с волеизъявлением сторон - может быть как выше, так и ниже того, который установлен в частях первой - седьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1083-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.Г. Жариковой на нарушение ее конституционных прав положениями части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и части седьмой статьи 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 2.3), оспариваемое законоположение не может рассматриваться как допускающее установление одинакового объема компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для всех работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от их финансового состояния.
Вопрос об объеме компенсации, как следует из статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, решается либо по соглашению сторон, либо работодателем в одностороннем порядке, но с учетом мнения работников или их представителей, а в случае возникновения спора - по решению суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, цели и предназначения данной компенсации.
При этом в случае внесения изменений в законодательство или локальные нормативные акты в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями и недостающие сведения о компенсации должны быть внесены непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Этим не исключается право федерального законодателя предусмотреть иной специальный нормативный и организационно-правовой механизм установления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечив при этом непротиворечивое правовое регулирование, согласующееся с Конституцией Российской Федерации и вынесенными ранее решениями Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", полагаю:
следует признать положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации - в той мере, в какой оно предполагает не обязанность, а право работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, устанавливать в коллективных или трудовых договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, компенсацию работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации, - не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Российской Федерации
С.М.КАЗАНЦЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей